В 1939 г. в Свердловской консерватории состоялся отчетный концерт класса композиции профессора Маркиана Петровича Фролова. В газете «Уральский рабочий» появилась рецензия, написанная Б. И. Певзнером. В ней можно прочесть такие строки: «...Особо надо остановиться на первом выпускнике консерватории молодом композиторе Гибалине. Его творчество было представлено Первой симфонией, вокальными произведениями, узбекским и киргизским танцами в сюите "Танцы народов СССР". Гибалин - серьезный, вдумчивый музыкант, обладающий хорошим чувством формы и довольно значительным композиторским мастерством».

Познакомившись с творчеством Б. Гибалина, выдающийся отечественный композитор Р. М. Глиэр настоятельно посоветовал молодому музыканту продолжить свое образование в Москве. Впоследствии Гибалин с особой благодарностью вспоминал годы обучения в аспирантуре Московской консерватории под руководством прославленного мастера Н. Я. Мясковского.

Война прерывает занятия Гибалина. Его зачисляют в Свердловский областной оборонный театр, работа в котором - выступления перед бойцами, отправлявшимися на фронт, ранеными в госпиталях - стала важной жизненной школой для композитора.

В конце войны Гибалин окончил аспирантуру, но теперь уже в Уральской консерватории под руководством М. П. Фролова. Начинается пора разнообразной самостоятельной деятельности. В 1948-1959 гг. Гибалин - художественный руководитель филармонии, в 1959-1962 гг. - художественный руководитель Уральского государственного русского народного хора, с 1963 г. - ректор Уральской консерватории. В 1956 г. Гибалин удостаивается звания «заслуженный деятель искусств РСФСР». Знаменательным в его биографии становится 1971 г.: ему присваивают ученое звание профессора, почетное звание заслуженного деятеля искусств Бурятской АССР, награждают медалью Дружбы Монгольской народной республики. Многие из учеников профессора Б. Д. Гибалина, окончившие консерваторию по классу сочинения, впоследствии стали известными композиторами. Среди них А. А. Андреев, М. И. Гальперин, С. С. Манжигеев, С. И. Сиротин, В. А. Усович.

Обширное и разнообразное по жанрам творческое наследие Б. Д. Гибалина включает в себя четыре оперы («Товарищ Андрей», «Федор Протасов», «Завещание», «Не бросай огонь, Прометей»), две симфонии, два квартета, фортепианный квинтет, романсы, песни. В симфонической, хоровой, камерной музыке Гибалин стремился рассказать о своих современниках, их чувствах и делах, об истории страны, ее природе. Так появились кантатно-ораториальные произведения: «Думы о Родине», «Счастливая земля», «Поля родные», «Уральские зори», «Родники». Молодежи, ее героическому прошлому и настоящему посвящены многие произведения Гибалина конца 1940-1950-х гг.: Концерт для фортепиано с оркестром, песни и романсы. Первая симфония (1939) названа самим композитором в интервью газете «На смену» «Песней о советском человеке», Вторая симфония (1955) посвящена Н. Я. Мясковскому.

При жизни Гибалина произведения его широко исполнялись. Они постоянно звучали в его авторских концертах, в программах Всесоюзного радио, композиторских пленумов на Урале и в Москве, за рубежом.

Борис Дмитриевич Гибалин умер в Свердловске 5 мая 1982 г. Его жизнь удивляла всех своей исключительной творческой интенсивностью. В его наследии сотни произведений самых различных жанров: от песен до опер, от инструментальных миниатюр до симфоний, сюит, квартетов. Действительно, нельзя не согласиться с Б. Певзнером, считавшим, что сочинение для Гибалина - это «внутренняя потребность художника-гражданина, не мыслящего творческий процесс вне связи с жизнью народа, с его чувствами и помыслами». Гибалин никогда не оставался сторонним наблюдателем. Он всегда торопился рассказать и о людях, что «делом славятся», и о «шагах саженьих» страны, Урала, которые в доперестроечные годы нередко сверялись по часам «знаменательных дат» революционного прошлого страны. Находясь в полном согласии с «генеральной линией» социалистического искусства, Гибалин любил отмечать юбилеи страны своими личными «трудовыми подарками». Так родилась кантата «Октябрьская весна» на стихи В. Маяковского, опера «Товарищ Андрей» в честь 50-летия СССР, цикл «Места священные навек», приуроченный к столетию со дня рождения В.И. Ленина, и другие сочинения, выполнявшие определенный «социальный заказ».

Однако прошли годы, и жизнь показала, что многие из сочинений Гибалина, создававшиеся вроде бы «на случай», смогли обобщить и передать важные общечеловеческие чувства радости, ликования, торжества, гордости, которые не подвластны идеологическим регламентам. Вследствие этого многие гибалинские произведения, приуроченные к датам, избежали, к счастью, участи опусов-однодневок. По-прежнему в разные праздничные дни по радиоэфиру несутся звуки энергичной увертюры «Наш привет», привлекает своей искренностью кантата «Весна и город». И в антологии уральской культуры, думается, имя Гибалина будет значиться не как имя представителя музыкального официоза, но как художника, утверждающего своим творчеством уважение к своей Родине и народу.

(По материалам книги "Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского 75 лет истории")