Почти 30 лет - с 1961 по 1989 г. - заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист России, профессор Петр Иванович Горбунов являлся дирижером Свердловского академического театра музыкальной комедии; с 1971 по 1989 г. - главным дирижером. П. И. Горбунов родился в Челябинской области, но музыкальное образование получил уже в Свердловске, начиная с ДМШ № 1 и училища им. Чайковского. Окончил его в 1942 г. и сразу попал на фронт.

Обучение в вузе пришлось на 1945-1950 гг. (класс скрипки Н. А. Шварца), а вторично П. И. Горбунов окончил УГК в 1964 г. как дирижер у М. И. Павермана. За его спиной много было пройденного, пережитого - и дороги войны (среди 13 военных наград Петра Ивановича два ордена, медали за освобождение Варшавы, за взятие Берлина), и большой творческий путь. С 1945 г. он играет в оркестре свердловского радио, с 1948 по 1961 г. - в оркестре филармонии, и одновременно начинает преподавать в музыкально-педагогическом училище. Под руководством М. Павермана он освоил тайны профессии, ставшей главным делом его жизни. В программу государственного экзамена выпускника вошло дирижирование спектаклем «Вольный ветер» И. Дунаевского в театре музкомедии и симфоническим оркестром филармонии - Восьмая симфония Бетховена и Вторая сюита «Дафнис и Хлоя» М. Равеля.

Мастер, чье творчество стало заметной вехой на пути развития музыкального театра, Петр Иванович стал достойным продолжателем лучших традиций школы Павермана, художником, все время стремящимся открывать неизведанное, заражающим всех своей верой в искусство оперетты.

Удивительный заряд оптимизма был заложен в этом человеке. Главными принципами Петра Ивановича в общении с людьми всегда оставались доверие и уважение. Доверие к профессионализму артистов, музыкантов, к их преданности делу, уважение к инициативе и всем лучшим проявлениям индивидуальности. Музыкант широкого диапазона, он определял высокий уровень художественных и эстетических требований, предъявляемых к музыке в театре. Творческий союз П. И. Горбунова и главного режиссера театра народного артиста СССР В. А. Курочкина позволял решать большие творческие задачи в развитии любимого народом искусства.

Необычайно интересно и столь же трудно быть первооткрывателем. Многие произведения отечественных композиторов получили дорогу в жизнь с «легкой руки» Горбунова. Творчество Фельцмана, Флярковского, Эшпая, Баснера и других тесно связано с именем этого дирижера. Заслуга П. И. Горбунова состояла и в том, что ему удавалось создавать образцовые прочтения новых партитур, после чего начиналось их шествие по сценам театров страны. В 1972 г. Петр Иванович был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1978 г. - народного артиста РСФСР. К началу 1980-х гг. в его репертуаре было 70 спектаклей театра.

Ярко проявилось дарование дирижера в интерпретации классического наследия. Безупречный вкус, тонкое чувство «шарма», без которого музыка оперетты немыслима, придавало исполнению под его руководством особую изысканность, элегантность. И здесь нельзя не вспомнить «Летучую мышь» И. Штрауса. С первыми звуками увертюры в зале воцарялась атмосфера праздника. Безудержные в своей стремительности ритмы галопа сменялись чарующими звуками венского вальса, а трогательная тема Розалинды навевала легкую грусть. После московских гастролей 1983 г. журнал «Музыкальная жизнь» писал: «Говоря об интерпретации театром классических оперетт, надо отдать должное оркестру, его главному дирижеру П. Горбунову. Музыкальная культура, понимание жанра, высокий профессионализм - все эти качества в немалой степени способствуют успеху». С 1990 г. П. И. Горбунов стал главным дирижером Московском театра оперетты.

С 1960 по 1989 г. Петр Иванович работал в консерватории по совместительству, участвуя в деятельности различных кафедр - музыкальной комедии, оркестрового дирижирования, оперно-сценической подготовки. Под его руководством студентами были подготовлены сцены из опер С. Прокофьева «Семен Котко» и «Обручение в монастыре». Как педагог П. И. Горбунов прошел путь от преподавателя до доцента (1977) и профессора (1987). В своих научно-методических трудах как практик театра он обращался к сложным вопросам взаимодействия дирижера и режиссера в процессе подготовки музыкальных спектаклей.

Будучи профессором кафедры оркестрового дирижирования, передавая знания и опыт последующему поколению, Петр Иванович продолжил дело своего учителя М. И. Павермана. Среди учеников П. И. Горбунова - главный дирижер Свердловского театра музыкальной комедии Б. Нодельман - заслуженный деятель искусств РФ, обладатель премии «Золотая маска»; С. А. Разенков - заслуженный деятель искусств республики Удмуртия, главный дирижер оперного театра Якутии; П. К. Ключко - дирижер Саратовского областного театра оперетты. У Петра Ивановича завершал свое дирижерское обучение Энхе - дирижер УАФО с 1991 г., лауреат IV международного конкурса им. С. Прокофьева, возглавивший с 2007 г. молодежный симфонический оркестр филармонии и студенческий оркестр Уральской консерватории. Успехи учеников П. И. Горбунова - убедительное свидетельство сохранения и развития высоких принципов основателя дирижерской школы Урала М. И. Павермана.

(По материалам книги "Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского 75 лет истории")