З. Ф. Ишутина - один из немногих педагогов Уральской консерватории, еще с довоенных времен начавших преподавательскую деятельность в вузе и продолжавших ее до конца ХХ столетия. Более полувека - с 1939 по 1991 г. - она отдавала свои силы и знания консерваторским студентам.

Зинаида Федоровна родилась 27 сентября 1914 г. в Петрограде. Мать ее была уроженкой Тульской губернии. Отец имел свой ломбард на Гороховой и был кормильцем всей семьи. Маленькая Зина была десятым ребенком в семье. Дома стоял рояль, на котором музицировали все дети, особенно Валентина, Петр, Муся и Зина. И, несмотря на то, что родители Зинаиды Федоровны не были музыкантами, возможно, музыкальный генофонд имел какие-то более древние корни - ведь на Руси прежде пели многие. С семилетнего возраста Зинаида пела в церковном хоре, участвуя в концертах хора церкви св. Павла, где исполнялась музыка Бортнянского, Березовского, Чайковского, Рахманинова. После двух классов общеобразовательной школы девочка была зачислена в первый класс детской группы Ленинградской академической капеллы. Здесь началось ее музыкальное образование и, безусловно, именно капелла повлияла на выбор профессии, прививая любовь к хоровому искусству и оказывая воздействие на характер ее творческого облика.

В годы учебы она проявляла любознательность и усердие к хоровому делу. Любимыми ее предметами были хор и сольфеджио. Юная Зина обладала красивым голосом («наш дивный альт» - восхищался А. А. Егоров), но предложенная в дальнейшем вокальная карьера ею была отклонена. В 1928 г., в числе 60 человек детской группы, выдержав семь конкурсных прослушиваний, Зинаида участвовала в тридцати трех концертах зарубежных гастролей по странам Европы (с капеллой работал О. Клемперер и другие известные дирижеры). По окончании музыкальных классов она поступила в Ленинградскую государственную консерваторию, которую окончила в 1939 г. Учителем З. Ф. Ишутиной по хоровому классу был М. Г. Климов, по специальности А. А. Егоров, П. А. Богданов. Большое взаимное уважение характеризовало отношения между З. Ф. Ишутиной и А. А. Егоровым, сохранявшиеся до последних лет жизни учителя, о чем свидетельствуют многочисленное эпистолярное наследие и дарственные надписи в нотах и книгах, высылаемых из Ленинграда в Свердловск.

У своих педагогов, представителей Петербургской хоровой школы, З. Ф. Ишутина восприняла традиционные методы работы с хором, главными из которых, по исследованию К. Ф. Никольской-Береговской, были тембровое богатство в хоровом исполнительстве, использование выразительно-изобразительных речевых и народно-песенных интонаций. В отношении методики преподавания хорового дирижирования Зинаида Федоровна унаследовала у М. Климова главный принцип, в соответствии с которым эмоционально-художественное «восприятие хорового произведения осуществлялось посредством мимики и пластичности жеста, который отличался тончайшей выразительностью, четкостью и экономностью» .

По воспоминаниям учеников З. Ф. Ишутиной, воспитание дирижерского мастерства в классе по специальности базировалось на выработке экономного жеста, тонкости и «ароматности чувствования» музыки, владении звуковедением. Все это отличало ее как мастера особенно «капелльной» музыки. Поэтому работа над кистью, которая является ярким выразителем качества звука, в классе по специальности была одним из важнейших этапов выработки техники студента-хормейстера. Для качественного исполнения партитуры привлекались многочисленные детали, был выписан каждый «завиток». Это подчеркивает высокий уровень и тонкость педагогического мастерства в области «микрожеста», микроэмоциональных промежуточных оттенков и макрочувствования.

После окончания ЛГК в 1939 г. Зинаида Федоровна переехала в Свердловск. Отсюда начинается ее плодотворная педагогическая и исполнительская деятельность, навсегда связанная с Уралом. Творческий путь З. Ф. Ишутиной представлен двумя направлениями. Это работа в качестве руководителя хоров, в том числе хоровой капеллы Свердловской филармонии, и преподавание на кафедре хорового дирижирования УГК им. М. П. Мусоргского.

В 1939 г. она становится преподавателем музыкально-педагогического отделения УГК СГК и одновременно хормейстером ансамбля песни и пляски Уральского военного округа (1939-1940). С 1940 по 1942 г. ведет хормейстерскую работу в хоре Свердловского радиокомитета. С момента создания, в июне 1943 г., хоровой капеллы (на базе хоровой студии и городской художественной самодеятельности) Зинаида Федоровна возглавила новый коллектив Свердловской филармонии.

В военное время функции художественной самодеятельности и профессионального искусства были призваны решать проблемы патриотической пропаганды силы и могущества державы и популяризации хорового искусства среди широких слоев населения. Из первых серьезных выступлений капеллы можно назвать участие в III туре конкурса исполнителей народной песни в Москве в 1944 г. По результатам данного конкурса коллективу было присвоено звание профессиональной капеллы, и в качестве победителя капелла участвовала в заключительном концерте, исполняя произведения без сопровождения совместно с Государственным хором русской песни под управлением А. В. Свешникова.

С 1949 г. капелла вместе со своим руководителем З. Ф. Ишутиной ведет активную концертную деятельность. Репертуар насчитывал более 200 произведений и состоял из сочинений отечественной и зарубежной классики, обработок русских народных песен и произведений уральских композиторов. В 1951 г. Зинаида Федоровна оставляет руководство капеллой, сосредоточив свою деятельность на работе в консерватории. К сожалению, в 1958 г. по финансовым причинам капелла была ликвидирована, и Свердловск надолго остался без профессионального концертного хорового коллектива академического плана.

В Уральской консерватории Зинаида Федоровна в 1946 г. была утверждена в ученом звании доцента, с 1953 по 1976 г. заведовала кафедрой хорового дирижирования; в 1962 г. стала и. о. профессора, в 1969 г. была утверждена в ученом звании.

Помимо административной и педагогической деятельности, З. Ф. Ишутина вела методическую работу, оказывая консультационную помощь хоровым отделениям музыкальных училищ городов Перми, Нижнего Тагила, Березников, Краснотурьинска, Магнитогорска, Челябинска, хоровым коллективам Народного оперного театра ДК ВИЗа, хору УрГУ (лауреату VII Международного фестиваля в Вене), народной хоровой капелле УЗТМ, молодежным хорам общеобразовательных школ города №№ 5, 86, 88, самодеятельным хоровым коллективам Серова, Первоуральска. Зинаида Федоровна приняла участие в пятой Всероссийской научно-практической конференции вузов по проблемам музыкально-эстетического воспитания молодежи.

Список учеников З. Ф. Ишутиной и география их творческой деятельности чрезвычайно широки. На Урале известны имена В. Б. Серебровского - руководителя студенческого хора Уральского университета, лауреата Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959), заслуженных деятелей искусств РСФСР Ю. Колчина, Н. А. Мальгиновой, профессора Г. П. Рогожниковой (она училась у Зинаиды Федоровны в студенческие годы), народного артиста РФ, руководителя Челябинского камерного хора В. В. Михальченко, руководителя хоровой студии «Молодость» Челябинска В. М. Македона. Учениками З. Ф. Ишутиной были декан факультета художественного образования УрГПУ Р. В. Панкевич, профессор РГППУ, доктор педагогических наук Е. Ю. Глазырина, заведующая дирижерско-хоровым отделением Тюменского колледжа искусств Т. Ю. Шевелева и др.

Студенты любили своего профессора не только за профессиональную компетентность, преданность своему делу, но и за доброжелательность и природную интеллигентность. Лозунгами ее творческой деятельности были: «Любить все красивое», «Быть человеком с бьющимся сердцем», «Никогда не делать музыку машинально», «Зажигать глаза певца». Вот те штрихи, которые дорисовывают портрет этой незаурядной личности.

(По материалам книги "Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского 75 лет истории")