Л. Л. Христиансен - музыковед, педагог, собиратель, исследователь и пропагандист русского музыкального фольклора. Родился в 1910 г. в Пскове в семье служащего. Окончил Московскую государственную консерваторию по специальности «история музыки» у М.С. Пекелиса (1938). С 1938 по 1941 г. работал в Управлении по делам искусств при СНК РСФСР, в 1941-1947 гг. руководил различными концертными организациями. Основатель (1943) и художественный руководитель (1943-1959) Уральского народного хора. Кандидат искусствоведения (1958). На протяжении 1943-1944 и 1949-1958 гг. преподавал историю музыки и народное музыкальное творчество в Уральской, а в период с 1959 по 1985 г. - в Саратовской консерватории. С 1959 по 1964 г. являлся ректором Саратовской консерватории, с 1960 г. - доцентом кафедры истории музыки, с 1967 г. - зав. отделением руководителей народного хора, с 1977 г. - профессором кафедры хорового дирижирования. За годы преподавательской деятельности повлиял на многих видных композиторов, исследователей и исполнителей, чье творчество связано с фольклором (В. Д. Биберган, М. А. Кесарева, Л. В. Марченко, Е. А. Сапогова и др.). Начиная с 1978 г. Лев Львович был заместителем председателя художественно-методического совета по профессиональным национальным коллективам Министерства культуры РСФСР.

С именем Христиансена связано начало целенаправленной профессиональной деятельности по записи, изучению и концертному исполнению русского музыкального фольклора на Урале. Основой всего многогранного творчества фольклориста выступала собирательская работа. Внимание Христиансена привлекали разные явления, прежде всего глубинные аспекты реальной жизни фольклора: возникновение одних жанров и угасание других, характер их функционирования в той или иной социальной среде, закономерности фольклорного музыкального мышления и т. п. Лев Львович призывал собирателей фольклора не ограничиваться записью только традиционных песен и наигрышей, обращая их внимание на жанры позднего формирования - частушки, рабочие, городские самодеятельные песни. Отсюда многие особенности метода Христиансена-собирателя. Он следовал принципу записывать все, что бытует в устной традиции, и потому работал не только с аутентичными исполнителями, живущими в сельской местности, но и с самодеятельными хоровыми коллек-тивами в городах, манера исполнения которых интересовала его как руководителя народного хора.

На базе экспедиционных материалов Л. Л. Христиансеном созданы песенные сборники двух типов - научные и репертуарные. К первому типу принадлежат собрание «Уральские народные песни» (М., 1961), которое включает записи, сделанные на протяжении 1943-1957 гг. в трех областях Урала - Пермской, Свердловской, Челябинской, и неизданная работа «Обряд русской народной свадьбы на Урале. Описание обряда с приложением записей слов и музыки обрядовых свадебных песен Пермской, Свердловской и Челябинской областей» (1971). Сборники второго типа, адресованные самодеятельным хоровым коллективам, включают в основном песни из репертуара Уральского народного хора: наряду с фольклором Пермской, Свердловской и Челябинской областей в них включены произведения свердловских композиторов и участников семинаров скази-телей и певцов.

 Христиансена-исследователя интересовали самые разные проблемы музыкознания и фольклористики. Ряд трудов ученого ориентирован на постановку и решение общетеоретических проблем музыкальной науки. Такова, в частности, проблема взаимосвязи слова и мелодии в русском песенном фольклоре. В других работах рассматривается специфика собственно уральской песни и выявляются особенности современного бытования устного народного творчества. Пристально всматриваясь в новые, родившиеся в советское время песни, ученый опровергает расхожую точку зрения на фольклор как на уходящее, неактуальное явление.

Л. Л. Христиансен - не только собиратель и ученый, но и музыкант с явной общественной направленностью творческой активности. В деле сохранения и пропаганды фольклора важную роль он отводил самодеятельным коллективам и профессиональным народным хорам. Участниками созданного и руководимого им Уральского народного хора становятся народные певцы - носители живых песенных традиций из сел Измоденово, Покровское, Катарач Свердловской области, привнесшие в репертуар коллектива песни своего края. В большинстве случаев эти песни исполняются хором в подлинном виде (без обработки). Отстаивая подобную (далеко не всеми поддержанную в то время) позицию в творчестве, Христиансен излагает ее и в брошюре «Советы руководителю народного хора» (Молотов, 1955).

О неразрывных связях теоретического и практического аспектов фольклористической деятельности Л. Л. Христиансена можно судить и по творческому эксперименту, проведенному им на семинарах сказителей и певцов, организованных в 1950-1951 гг. Свердловским областным домом народного творчества. Суть этого эксперимента состоит в том, чтобы с помощью участвующих в работе семинара талантливых носителей песенной традиции воссоздать процесс возникновения и вариантного преобразования народной песни. Описание данного эксперимента предпринято в статье Христиансена «Процесс складывания напева и его многоголосного распева у народных певцов» (Вопросы музыкознания. М.,1955. Вып. 2).

Вклад Л. Л. Христиансена в развитие уральской музыкальной фольклористики трудно переоценить. Разные стороны его деятельности (педагогическая, собирательская, исследовательская, пропагандистская) масштабны и значимы сами по себе. Объединенные же в творчестве одного человека, они становятся своеобразной программой для работы последователей этого выдающегося ученого и музыканта.

(По материалам книги "Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского 75 лет истории")