М. И. Лидский родился в городе Вильно в семье рабочего-переплетчика в 1886 г. Первым педагогом мальчика был полковой музыкант. Обладая значительной технической подготовкой и прекрасными музыкальными данными, в 12-летнем возрасте Лидский поступает в Петербургскую консерваторию: сначала в класс к ученику Л. Ауэра - Н. Галкину, а с 1902 г. учится у знаменитого профессора Леопольда Ауэра. Испытывая большие материальные трудности, он в 1901-1903 гг. совмещает учебу с работой в симфоническом оркестре под управлением Эмиля Купера. В конце 1903 г. музыкант был принят в симфонический оркестр, который возглавлял Н. В. Галкин. Проработав год, он поступает на должность концертмейстера оркестра оперы при Народном доме.

В годы учебы в Петербургской консерватории он находился среди воспитанников великого Л. Ауэра, многие из которых стали музыкантами мирового значения (Я. Хейфец, П. Пиастро, М. Эльман, Е. Цимбалист, М. Полякин, И. Ахрон, Т. Зейдель), а один из них - А. Пазовский - возглавлял оркестр Свердловской оперы в годы, когда концертмейстером коллектива являлся Михаил Исаакович. В 1909 г. Михаил Исаакович завершил музыкальное образование по классу скрипки. Ему была присуждена большая серебряная медаль и звание свободного художника.

В 1911 г. М. Лидский выдержал конкурс в симфонический оркестр Сергея Кусевицкого в Москве и проработал там до 1916 г. С 1916 по 1917 г. он служил в армии на должности оркестрового музыканта в военном оркестре Москвы. В 1917 г. музыкант вновь в Петрограде, в Мариинском театре. По инициативе А. В. Луначарского в 1917 г. был организован струнный квартет, где М. Лидский играл партию первой скрипки. По его воспоминаниям, Луначарский говорил, что нужно создать квартет друзей, творческое содружество духовно близких людей.

В 1919 году музыканта приглашают в Екатеринбург на должность концертмейстера оркестра Театра оперы и балета им. А. В. Луначарского. В те времена Свердловский оперный театр был основным центром музыкальной культуры города, и статус концертмейстера оркестра являлся очень высоким. Лидский становится крупной фигурой в музыкальной жизни Урала. Он преподает в музыкальном техникуме (с 1923 г.), блестяще выступает в качестве солиста и всегда исполняет партию первой скрипки в разнообразных ансамблях - например, в струнном квартете М. Лидский, М. Флейш, Г. Гранат, М. Петрушанский. За большую творческую работу замечательному скрипачу было присвоено почетное звание заслуженного артиста РСФСР (1934).

В том же 1934 г. директор консерватории М. Фролов предлагает Михаилу Исааковичу должность профессора оркестровой кафедры. С 1935 по 1942 г. профессор Лидский заведует кафедрой оркестровых инструментов, прекрасно сочетая в себе творческие и административные качества руководителя коллектива музыкантов.

В концертных выступлениях М. Лидского неизменно присутствовали глубина, благородство и техническое совершенство. В репертуаре скрипача имелись концерты Г. Эрнста, А. Вьетана, П. Чайковского, Испанская симфония Э. Лало, виртуозные произведения Г. Венявского, П. Сарасате и разнообразные произведения малой формы - от Л. Бетховена до Ф. Крейслера. Восторженные рецензии критиков - столичных (в том числе Л. Сабанеева) и уральских - сопровождали все его выступления.

Он был великолепным концертмейстером симфонического и оперного оркестров. Еще со студенческих лет музыкант работал в летних сезонах в качестве концертмейстера и солиста оркестра, сочетая в себе качества лидера струнной группы оркестра со специфической гибкостью солиста в симфонических и оперных соло. Известные дирижеры Н. Шкаровский, А. Маргулян, М. Паверман, А. Фридлендер высоко ценили Михаила Исааковича за его прекрасные музыкантские качества. А. Фридлендер говорил, вспоминая замечательного скрипача: «Во всем облике артиста, в исполнительском стиле отпечаток петербургской интеллигентности Михаил Исаакович сохранил в себе. И именно таким я его помню».

В качестве исполнителя камерной музыки Лидский выступал перед публикой Свердловска до последних лет своей жизни. Произведения Шуберта, Бетховена, Шумана, Мендельсона, Брамса, Бородина, Чайковского, Танеева, Глазунова, Шебалина, Шостаковича и других композиторов постоянно присутствуют в афишах концертов. Музыкант участвовал в камерных концертах со многими выдающимися певцами: Л. Собиновым, А. Неждановой, С. Лемешевым, И. Козловским, В. Барсовой, В. Уховым.

Лидский занимался и дирижерской деятельностью. Он успешно испробовал свои силы в этой области, выступив на сцене оперной студии Уральской консерватории. Опера П. Чайковского «Евгений Онегин» и балет Р. Глиэра «Красный мак» были продирижированы с тонким пониманием стиля исполняемой музыки. Оба спектакля произвели глубокое впечатление благодаря драматургической целостности, прекрасному ансамблю.

Музыкант большой культуры, Лидский в педагогической работе всегда основывался на заветах своего знаменитого учителя Л. Ауэра. В стенах Уральской консерватории Михаил Исаакович воспитал 25 учеников. В их числе талантливый скрипач Михаил Унтерберг, ставший ведущим профессором Кишиневской консерватории. Среди воспитанников Михаила Исааковича можно назвать также Г. Бояршинова, впоследствии преподавателя музыкального училища им. П. И. Чайковского; Н. Черевкова (обучался на скрипке, будучи слепым). М. Ауздайчер, впоследствии концертмейстер симфонического оркестра Свердловской филармонии, и П. Горбунов - впоследствии народный артист РСФСР, главный дирижер Свердловского театра музыкальной комедии - учились у Лидского в музыкальном училище им. П. И. Чайковского.

Михаила Исааковича Лидского всегда отличали удивительное благородство и человечность. Он был истинным интеллигентом в отношении к людям, независимо от их общественного положения и социального статуса. Во всех деловых вопросах никогда не бывал резок, презирал зазнайство и ханжество; уважал и ценил честность и порядочность, простоту и деликатность, считая их основными принципами поведения. Во всем облике Лидского чувствовались доброта, желание быть со всеми в ладу, в мире.

В классе у Михаила Исааковича царила атмосфера творчества и взаимного уважения. Студенты его ценили как скрипача и как личность. Музыкант терпеливо и доброжелательно разъяснял недостатки в игре учеников, никогда не повышал голоса. С коллегами у него были доброжелательные, товарищеские отношения. Во всем его отличали тонкость и душевная теплота. Будучи заведующим кафедрой, Лидский с большим вниманием относился к мнению коллег, никогда не ставил себя выше других.

Жизнь и творчество заслуженного артиста РСФСР, профессора Уральской консерватории М. И. Лидского явились в нашем городе подлинным проводником русских классических традиций в искусстве и педагогике.

(По материалам книги "Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского 75 лет истории")