Имя Б. С. Маранц, выдающейся пианистки и педагога, широко известно музыкальному миру. Более семидесяти лет продолжалась ее творческая жизнь. Строгий, непогрешимый вкус, одухотворенный интеллект, предельная ясность, яркость и убежденность высказываний, филигранный пианизм и звуковое мастерство - основные черты исполнительского облика Берты Соломоновны.

Б. С. Маранц родилась на Украине 16 декабря 1907 г. Уже в 5 лет она отлично играла на фортепиано. Когда ее семья обосновалась в Одессе, где открылась народная консерватория, Берта Соломоновна поступила в класс ученика Лешетицкого профессора Д. С. Айсберга. В 1925 г. в связи с отъездом Д. С. Айсберга в Германию Б. С. Маранц переходит в класс Б. М. Рейнгбальд. Чуткий педагог, позже воспитавший Э. Гилельса, Б. М. Рейнгбальд сразу же отметила большую природную одаренность и удивительное трудолюбие девушки. Б. С. Маранц, как никто другой, могла бы повторить вслед за А. Рубинштейном: «Музыкант должен иметь мужество и терпение... Музыку нужно выстрадать. Уметь годами ждать успеха». Она работала не покладая рук. Это были не только занятия по специальности, но и освоение ансамблевого репертуара, работа концертмейстером в классе П. С. Столярского, который вел в консерватории изумительные по мастерству занятия по скрипке и камерному ансамблю.

В 1927 г. Б. С. Маранц уезжает в Москву продолжать учебу в столичной консерватории и становится ученицей Г. Г. Нейгауза. В годы учебы у Нейгауза Берта Соломоновна накапливает большой и разнообразный репертуар, включавший почти всю фундаментальную классику и романтику: концерты и сонаты Бетховена, сонаты, баллады и миниатюры Шопена, сочинения Мендельсона, Листа, Шуберта, русских композиторов, сонатные циклы Гайдна, Моцарта, «Хорошо темперированный клавир» Баха. Особую группу составляли сочинения современных композиторов: Ан. Александрова, С. Прокофьева, Н. Метнера. Б. С. Маранц на протяжении всего долгого творческого пути была заинтересованным исполнителем-пропагандистом новой музыки.

Еще до окончания консерватории она получила приглашение работать в штате Московской филармонии и начала интенсивную концертную деятельность. В 1934 г. Б. С. Маранц покидает столицу для работы в новом музыкальном вузе, который открывался в Свердловске. Г. Г. Нейгауз рекомендовал ее в качестве педагога-ассистента, принимая на себя обязанности профессора-консультанта кафедры специального фортепиано. Берта Соломоновна была неутомима в концертной, педагогической и методической работе; с бригадами артистов филармонии она выступала в сельских клубах, в небольших городах и поселках Свердловской области, в Перми, Челябинске и других городах соседних областей. В 1937 г. она приняла участие во II Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве, где была удостоена диплома, а также специального приза за лучшее исполнение бетховенской сонаты Ля-бемоль мажор ор. 110. Критики отмечали: «Пианистка Берта Маранц прекрасно владеет техникой инструмента, но виртуозность для нее не самоцель, а средство углубленного раскрытия замысла композитора». Б. С. Маранц по-прежнему очень интенсивно концертировала, выступая с сольными программами, солируя на симфонических вечерах, где играла концерты Бетховена, Шопена, Шумана в ансамбле с дирижерами М. И. Паверманом, А. Г. Фридлендером, И. А. Мусиным, Георгом Себастьяном. Она, истинный подвижник в служении искусству, несмотря на достаточно сложные современные композиции, не уставала разучивать и играть новые сочинения, порой написанные специально для нее. Таковы прелюдии Касьянова, сонаты для фортепиано Гибалина и Фролова, «Хороводы» Трамбицкого, Фантазия для фортепиано с оркестром Никольской.

В 1945 г. в Москве состоялся III Всесоюзный конкурс исполнителей, в котором принял участие воспитанник Б. С. Маранц Юрий Муравлев. Состав соискателей наград был весьма сильным. Первую премию среди пианистов разделили С. Рихтер и В. Мержанов, вторую премию жюри решило не присуждать, третьей был удостоен ученик Берты Соломоновны. Вскоре после этого Ю. Муравлев стал лауреатом Международного конкурса им. Ф. Шопена в Варшаве. Это педагогическое достижение оценил, прежде всего, Г. Г. Нейгауз: «Б. С. Маранц представляет образец талантливого и высококультурного музыкального деятеля, который является украшением не только Свердловской консерватории, но, в частности, и моей школы. Вся ее деятельность проникнутая превосходным вкусом и добросовестным отношением к делу, является без всякого преувеличения образцовой».

В 1954 г. Берта Соломоновна приняла приглашение возглавить кафедру специального фортепиано в Горьковской консерватории. Молодой вуз, находившийся в стадии становления, остро нуждался в авторитетных музыкантах. Со Свердловском связь не прерывалась: пианистка не единожды приезжала с концертами, методическими докладами, в качестве члена жюри конкурсов. Все те, кто знал и помнит ее, продолжают в своем творчестве следовать ее напутствию: «Не живите и не работайте вполнакала, старайтесь узнать побольше, доискивайтесь до сути - это так интересно».

Список учеников Б. С. Маранц в Свердловске: А. Барак (профессор, доктор искусствоведения, Алма-Ата), А. Бендицкий (профессор, заслуженный деятель искусств РФ), М. Дианова, Т. Кац (заслуженная артистка РФ), Л. Лядова (народная артистка РФ), И. Лехем, В. Мезрина (профессор), Л. Озерова, А. Гавазюк, Е. Губер, И. Озерская, Н. Пинегина, М. Олле (зав. фортепианным отделением музыкальной школы-десятилетки), Ж. Панкевич, А. Попов, Э. Россман (профессор), О. Савинкова, В. Танклевская, Л. Хмельнов, Н. Холоденко, В. Коцюба, Ю. Муравлев (лауреат всесоюзного и международного конкурса, заслуженный артист РФ, профессор МГК), И. Шумская, Б. Абрамович, Э. Абрамович, Т. Азбель, Н. Анастасьева, Г. Баянова, В. Бриккер, Е. Буймирова, А. Булыгина, О. Блинова, Н. Гомозова (доцент, зав. кафедрой общего фортепиано УГК), Д. Сальникова (доцент СГПИ), Э. Гиммельфарб, Н. Дроздова, М. Дешалий, Е. Добрынина (редактор журнала «Музыкальная жизнь»), М. Жорова, В. Зелинский, А. Калинченко, В. Кашкаров, Е. Каспина, Н. Комм, В. Калмыков, В. Казенин (народный артист России, председатель Союза композиторов РФ), М. Смирнов (доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе МГК), А. Коргуль, Б. Коган, М. Лубяновский, Г. Мальцев, М. Майер, И. Попов, Е. Попова, Л. Рябова, М. Сабинина (доктор искусствоведения, профессор), Б. Слобожанинов (директор музыкальной школы-десятилетки), Б. Тихонов, О. Трацевская, А. Туманян, В. Хорошина, И. Ханевская, В. Горелик, Н. Ломов.

(По материалам книги "Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского 75 лет истории")