Выдающийся отечественный пианист и один из величайших педагогов в истории музыкального исполнительства Г. Г. Нейгауз волею судьбы оказался связанным с историей Уральской консерватории и оставил в ней яркий след. Можно с уверенностью утверждать, что уральская фортепианная школа не только формировалась под его сильнейшим влиянием, но и во многом обязана ему и его ученикам самим своим существованием.

Г. Г. Нейгауз родился 12 апреля 1888 г. в Елисаветграде, в семье музыкантов Густава Вильгельмовича Нейгауза и Ольги Михайловны Нейгауз (Блуменфельд).

Его концертная деятельность разворачивалась до Первой мировой войны в европейских столицах, после - в Петрограде, Тифлисе, Киеве и Москве. Ярко выраженная романтическая взволнованность и тонкость в сочетании с редкой ясностью и логичностью исполнения сделали его любимцем публики.

С 1922 г. началась педагогическая деятельность Г. Г. Нейгауза в Московской консерватории. Уже в начале 1930-х гг. из его класса выходят такие музыканты, как Теодор Гутман, Эммануил Гроссман, Берта Маранц, Семен Бендицкий. В этот сложный период деятельности РАПМ в Московской консерватории, Нейгауз становится ее директором. Благодаря ему и его коллегам - К. Н. Игумнову и А. Б. Гольденвейзеру - удалось отстоять традиции отечественного академического музыкального искусства.

Военные и послевоенные годы дали Нейгаузу таких блистательных учеников, как Евгений Малинин, Станислав Нейгауз, Вера Горностаева, Лев Наумов, Алексей Наседкин и многие другие. Преподавал Генрих Густавович и в Гнесинском институте.

Пребывание Генриха Густавовича на Урале можно условно разделить на два периода. В 1934 г. он как директор Московской консерватории приехал на открытие консерватории в столице Урала, после чего рекомендовал для работы в Свердловске двух своих учеников - Б. Маранц и С. Бендицкого. Все довоенные годы Нейгауз продолжал курировать молодой вуз: приезжал на выпускные экзамены, давал открытые уроки, концерты, читал лекции.

Второй приезд Генриха Густавовича на Урал связан с чрезвычайно драматическими обстоятельствами - его арестом в ноябре 1941 г., который грозил обернуться трагедией, но который хлопотами его знаменитого ученика, любимца самого Сталина Эмиля Гилельса удалось заменить относительно мягкой ссылкой на Урал. Дальнейшие хлопоты, в которых участвовали Б. Маранц, С. Бендицкий и А. Луфер, позволили Г. Г. Нейгаузу стать профессором Свердловской консерватории.

В первый же год своего пребывания в Свердловске он дал цикл концертов, в который вошли все сонаты Скрябина, до того полным циклом не исполнявшиеся в Свердловске. Участие Г. Г. Нейгауза в 1943 г. в цикле концертов, посвященных творчеству Рахманинова, придало особый статус этим концертам, возрождающим в стране музыку еще недавно полузапрещенного гения.

В 1944 г. замечательный музыкант вернулся в столицу. Но созданный им импульс в Свердловской (Уральской) консерватории был удивителен по протяженности и силе воздействия.

(По материалам книги "Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского 75 лет истории")