Выдающийся отечественный дирижер, основатель Уральского (Свердловского) академического симфонического оркестра и уральской школы оперно-симфонического дирижирования Марк Израилевич Паверман родился в 1907 г. в Одессе. С шести лет начал учиться игре на скрипке. С 1923 по 1925 г., музыкант изучает теоретико-композиторские дисциплины в Одесской консерватории, одновременно овладев игрой на ударных инструментах.

Решив посвятить себя дирижированию, Марк Израилевич в 1925 г. поступает в Московскую консерваторию, в класс дирижирования замечательного музыканта, профессора Константина Соломоновича Сараджева (ученика знаменитого Артура Никиша), после окончания которой в 1930 г. в 23 года проходит конкурс в Московскую филармонию, а затем работает дирижером Всесоюзного радио.

В 1934 г. случай привел М . И. Павермана в Свердловск, где он увлекся идеей создать симфонический оркестр, что и определило дальнейшую артистическую судьбу. М. И. Паверман становится организатором и главным дирижером оркестра областного Радиокомитета, преобразованного в 1936 г. в симфонический оркестр вновь созданной Свердловской филармонии. Вся его дальнейшая жизнь была связана преимущественно с музыкальной культурой Урала.

В 1938 г. Марк Израилевич принимает участие в I Всесоюзном конкурсе дирижеров, состоявшемся в Москве, становится его лауреатом, получив пятую премию. Наряду с другими победителями - Евгением Мравинским, Александром Мелик-Пашаевым, Натаном Рахлиным и Константином Ивановым - он входит в когорту отечественных дирижеров, занявших впоследствии ведущее место в музыкальном искусстве страны.

За 50 лет творческой деятельности Марк Израилевич блестяще проявил себя в различных сферах, связанных с музыкальным искусством. Прежде всего, это организация и воспитание высококлассного симфонического оркестра. Симфонический оркестр, наряду с оперным театром, становится своеобразной визитной карточкой города и всего Урала. Во многом благодаря оркестру и лично Паверману Свердловск стал городом высокой культуры, крупнейшей единицей на музыкальной карте страны.

За пультом филармонического оркестра, который, благодаря талантливому дирижеру, отличался высоким классом исполнения,
можно было увидеть приезжавших в город выдающихся дирижеров-гастролеров: Николая Голованова, Оскара Фрида, Георга Себастьяна, Курта Зандерлинга, Геннадия Рождественского, Евгения Светланова и других.

В сопровождении Свердловского симфонического оркестра часто звучала блистательная игра легендарных исполнителей-инструменталистов мирового масштаба - таких, как Давид Ойстрах, Лев Оборин, Эмиль Гилельс, Мстислав Ростропович, Леонид Коган, Григорий Гинзбург, Станислав Нейгауз, Игорь Ойстрах, Гидон Кремер, Виктор Третьяков, Алексей Наседкин, Борис Гутников, Белла Давидович, Евгений Малинин, Виктор Мержанов, Эдуард Грач, Виктор Пикайзен, Лазарь Берман, Наум Штаркман, Даниил Шафран, Михаил Хомицер, Юлиан Ситковецкий и другие. Время, когда Свердловский симфонический оркестр возглавлял М. И. Паверман, без преувеличения можно назвать «золотым веком» классической музыки на Урале.

Оркестр под руководством М. И. Павермана постоянно исполнял музыку современных советских композиторов. Марк Израилевич был первым исполнителем многих произведений композиторов Урала: М. П. Фролова, В. Н. Трамбицкого, Б. Д. Гибалина, Н. М. Пузея.
Большой вклад М. И. Паверман внес в хоровую культуру Урала, обучая мастеров хорового искусства в консерватории и готовя программы для хора и оркестра. В разное время им были подготовлены и исполнены масштабные произведения для хора и симфонического оркестра: «Магнификат» И. С. Баха; «Реквием» Моцарта, Девятая симфония Бетховена, «Реквием» Верди, кантата «Москва» Чайковского, «Колокола» Рахманинова, «Казнь Степана Разина» Шостаковича, «Патетическая оратория» и поэма «Памяти Сергея Есенина» Свиридова и др.

Дирижерское искусство Павермана было чуждо внешним эффектам. Оно отличалось благородством, вдохновением, искренностью, всегда покоряло возвышенностью, ощущением красоты, являя целью своей наиболее точное выражение авторского замысла. Вместе с тем, всем без исключения концертам Павермана было свойственно удивительное, стабильное, никогда не изменяющее мастерство.

С 1935 г. М. И. Паверман совмещал исполнительскую деятельность с педагогической. С первых лет существования Свердловской (впоследствии - Уральской) консерватории, он создал студенческий симфонический оркестр, тщательно работая над подготовкой смены для основного симфонического коллектива. Начал работу Марк Израилевич с хоровыми дирижерами, и в первые же годы подготовил выдающегося мастера - Г. П. Рогожникову, которая училась у него в аспирантуре. В 1946 г. Марк Израилевич стал осуществлять подготовку оперно-симфонических дирижеров, и его выпускник 1950 г. В. Ф. Уткин стал первым театральным дирижером знаменитого класса М. Павермана.

В 1970 г. Марк Израилевич ушел с поста главного дирижера симфонического оркестра филармонии, передав эту должность своему ученику Н. Е. Чунихину, и возглавил созданную им же кафедру оркестрового дирижирования. В июне 1977 г. коллективы филармонии и консерватории совместным концертом торжественно отметили 70-летие со дня рождения М. И. Павермана и 50-летие его творческой деятельности. В 1981 г. он оставляет руководство кафедрой, продолжая педагогическую работу в УГК до 1986 г.

Среди выпускников Марка Израилевича по классу оперно-симфонического дирижирования такие известные имена, как обладатели многих почетных и ученых званий и премий, а также должностей главных дирижеров симфонических оркестров и музыкальных театров - В. Ф. Уткин (Свердловск), П. С. Варивода (Днепропетровск), Н. Е. Чунихин (Свердловск, Челябинск), В. Ф. Горелик (Москва, театр оперетты), П. И. Горбунов (Свердловск, Москва), Е. В. Бражник (Свердловск, Москва), Е. В. Колобов (Свердловск, Москва), В. Васильев (Свердловск, Воронеж), В. Вишневский (Свердловск), С. Ферулев (Челябинск), М. Щербаков, А. Самоиле (заслуженный артист Молдавской ССР, Кишинев), В. Платонов (Уфа, Пермь) и многие другие. Хоровые дирижеры гордятся именем Г. П. Рогожниковой. Ряд дирижеров благодаря полученной у Марка Израилевича подготовке значительно расширили свои профессиональные возможности: например, дирижер оркестра народных инструментов В. Л. Карташов, пройдя обучение у М. И. Павермана, приобрел квалификацию симфонического дирижера; хоровой дирижер А. Г. Аранбицкий благодаря обучению у Павермана работает дирижером оперного театра.

М. И. Паверманом написан ряд работ, в числе которых статья «Метод постановки дирижерского аппарата», статья об учителе К. С. Сараджеве и другие.

Творчество М. И. Павермана было отражением его человеческих качеств, его высокой духовности, редкой интеллигентности и человеческой доброты.

(По материалам книги "Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского 75 лет истории")