Марк Бенцианович Петрушанский родился в деревне Малая Александровка Киевской губернии в большой дружной семье владельца керосиновой лавки в 1897 г. Мать была домохозяйкой. В 1912 г. начинающий музыкант поступает в Киевскую консерваторию в класс профессора С. Вильконского (ученика знаменитого виолончелиста А. Вержбиловича). В 1915 г., желая совершенствовать исполнительское искусство, он становится студентом Петроградской консерватории.

Во время учебы в Петрограде Марку Бенциановичу приходилось надолго уезжать из столицы. В личном деле музыканта можно найти свидетельство Императорского русского музыкального общества, которое гласит: «Дано сие Петроградской консерваторией М. Петрушанскому в том, что он уволен в отпуск во все города Российской империи сроком от сего числа (21 марта 1916 года) до 10-го сентября 1916 года». Такой отпуск ему приходилось брать для преподавательской работы в музыкальных школах Конотопа и Житомира, чтобы иметь возможность заработать на дальнейшее обучение.

Потеряв обоих родителей, Петрушанский был вынужден оставить учебу. Два последующих года после Октябрьской революции музыканту в поисках заработка приходилось часто менять место работы, играть в различных оркестрах, «синематографе», ресторанах, цирке.

Наконец, в 1919 г. Марк Бенцианович поступает в оркестр Киевского оперного театра, совмещая эту работу с преподавательской деятельностью в недавно открывшейся еврейской музыкальной профшколе.

В 1921 г. М. Петрушанский призван в ряды Красной армии. Служил в должности музыканта симфонического оркестра политического управления Киевского окружного комиссариата по военным делам.

1925 г. стал для него началом большой творческой жизни. Марк Бенцианович приехал в Свердловск, где возглавил группу виолончелей в Театре оперы и балета им. А. В. Луначарского и стал постоянным участником струнного квартета. В этом же году замечательного виолончелиста приглашают на преподавательскую работу в музыкальное училище им. П. И. Чайковского.

Осенью 1934 г. Марк Бенцианович приглашен в Уральскую консерваторию. В течение многих лет он ведет большую педагогическую и исполнительскую деятельность, в 1936 г. получает ученое звание доцента.

В годы Великой Отечественной войны Марк Бенцианович часто выступал с концертами в Свердловске и области, принимал активное участие в шефских концертах на заводах, в воинских частях.

С 1946 г. он преподает камерный ансамбль и, несмотря на перенесенный инсульт, по-прежнему много работает, концертирует, занимается общественными делами. В 1948 г. внезапно уходит из жизни.

Педагогические способности Петрушанского проявились еще задолго до преподавания в Уральской консерватории. Работая в еврейской музыкальной профшколе, музыкант вырос в великолепного, высокопрофессионального педагога. В 1925 г., приехав в Свердловск, он более 40 лет вел специальный класс в музыкальном училище им. П. И. Чайковского. «Марк Бенцианович был очень строг к ученикам. Он не прощал ни одной фальшивой ноты, неверно сыгранной фразы, и в то же время очень любил своих питомцев», - вспоминает о своем педагоге З. Ковалевская.

В Уральской консерватории высокая культура музыканта, его глубокие знания сразу же нашли всеобщее уважение среди коллег. Петрушанский становится одним из ведущих преподавателей вуза. Педагоги оркестровой кафедры высоко отзывались о нем. Директор консерватории М. Фролов отмечал: «C начала организации консерватории Петрушанский имеет класс виолончели, на этой работе он себя показал как высококвалифицированный специалист, обладающим законченной техникой и большим художественным исполнением. Педагогическая работа ознаменовалась выпуском ряда учеников, показавших хорошие результаты в области техники и художественного оформления».

С 1946 г., заведуя кафедрой камерной музыки, Марк Бенцианович много сил отдает своим ученикам. С. Фролова вспоминает о своем учителе: «Он добивался абсолютной ансамблевой точности в отношении ритма, динамики, темпов». М. Б. Петрушанский воспитал немало учеников, среди которых можно назвать выпускников музыкального училища: В. Сачик, З. П. Ковалевскую Э. Клочковскую, В. Логутова, В. Баранова и других. Из студентов консерватории, учившихся у замечательного педагога, выделялся А. Сафонов, работавший концертмейстером в Симфоническом оркестре Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского. По классу камерного ансамбля у Марка Бенциановича учились Л. Лядова - известный впоследствии композитор, пианистка Т. Кац, С. Фролова и др.

Марк Бенцианович сочетал в себе искусство педагога, виртуозное владение инструментом солиста-концертанта и удивительную тонкость ансамблиста. «У него божественно звучал инструмент», - вспоминает С. Фролова о великолепном Гварнери - любимом инструменте и главном богатстве виолончелиста.

Музыкант очень любил играть с М. Лидским, Г. Гранатом, выступал в ансамблях с Н. Позняковской, несколько ранее - с Л. Голубкиным.

О Петрушанском-исполнителе высоко отзывались известные дирижеры: М. Штейнберг, А. Маргулян, А. Пазовский, И. Палицын, В. Бердяев, А. Фридлендер, М. Паверман; замечательные певцы: В. Барсова, С. Лемешев, И. Козловский.

Марк Бенцианович постоянно заботился о своих близких, и к своим ученикам он относился как к родным людям. «Папа, прежде чем он не накормит учеников, никогда с ними не занимался. Он сперва спрашивал: "Вы кушали сегодня?" Они начинали мяться, и затем папа сажал их за стол», - вспоминала его дочь Нина Марковна. Ученики никогда не забывали своего учителя.

(По материалам книги "Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского 75 лет истории")