Основатель кафедры хорового дирижирования Уральской государственной консерватории А. В. Преображенский - народный артист Казахской ССР (1938), лауреат Государственной премии СССР (1946), один из крупнейших отечественных хоровых дирижеров ХХ в. Разносторонний музыкант, Александр Васильевич проявил себя как оперный певец (тенор), хоровой дирижер и педагог.

А. В. Преображенский родился в Калуге, в дворянской семье. В 1910 г. окончил Синодальное училище в Москве, получив специальность регента под руковоодством выдающихся хоровых мастеров - В. С. Орлова, С. В. Смоленского, А. Д. Кастальского. В 1914 г. он закончил Московскую консерваторию по классу сольного пения А. Мазетти. В 1914-1915 гг. как солист выступал в провинциальных труппах, в 1916-1919 гг. был солистом оперы Московского народного дома. Гастролировал по многим городам России, в том числе в Перми и Екатеринбурге (1917-1918). В Екатеринбурге явился первым исполнителем оперных партий Лориса («Федора» У. Джордани) и Энцо («Джоконда» А. Понкьелли).

В 1919 г. Александр Васильевич переходит на работу хормейстера оперных трупп, в том числе Большого театра (1932-1936). В 1936-1939 гг. он главный хормейстер Алма-Атинского объединенного казахского и русского оперного театра.

В 1939 г. А. В. Преображенский переехал в Свердловск и до 1948 г. являлся главным хормейстером Свердловского театра оперы и балета им. А. В. Луначарского. Участвовал в постановках опер «Иван Сусанин» Глинки, «Опричник» и «Пиковая дама» Чайковского, «Гроза» В. Трамбицкого, «Отелло» Дж. Верди (за эту работу он был удостоен Государственной премии СССР), «Емельян Пугачев» М. Коваля. В 1947 г. Александр Васильевич возглавлял также хоровую капеллу Свердловской филармонии.

С 1942 г. Александр Васильевич преподавал в Свердловской (Уральской) консерватории. В 1944-1951 гг. заведовал кафедрой хорового дирижирования. В 1946 г. А. В. Преображенский был утвержден в ученом звании доцента, в 1947 г. - профессора. В 1948 -1949 гг. он был назначен проректором, в 1949-1950 гг. являлся ректором Уральской государственной консерватории, и именно в эти годы взял на себя руководство студенческим хором.

Хор он считал главным предметом специальности и говорил об этом постоянно. Всю работу с хором проделывал с огромным мастерством и изобретательностью, увлекая студентов художественным замыслом, тут же обучая, вырабатывая навыки, давая на уроке множество практических советов.

В 1951 г. Александр Васильевич переехал в Москву: в 1951-1952 гг. был художественным руководителем Республиканской хоровой капеллы (с 1953 г. передав ее А. А. Юрлову) и все годы, вплоть до своей кончины, преподавал в Московской консерватории.

 А. В. Преображенский внес значительный вклад в развитие хоровой культуры и образования на Урале. Высокий уровень профессиональной подготовки хоровых дирижеров - выпускников Уральской консерватории - был изначально задан строгими требованиями и тщательной работой со студентами, которые были свойственны первому заведующему хоровой кафедрой УГК. Помимо работы в оперном театре и в консерватории, А. В. Преображенский постоянно консультировал самодеятельные капеллы (ДК УЗТМ и др.), участвовал в проведении семинаров по подготовке руководителей самодеятельных хоров.

Достойным продолжателем дела своего учителя - прекрасным хоровым дирижером, профессором УГК и активным общественным деятелем - стала его первая выпускница Г. П. Рогожникова, окончившая консерваторию в победном 1945 году. Многие ученики Александра Васильевича работали в высшей школе: доцент УГК Т. В. Безбородова, доцент Т. А. Кузнецова (заведующая кафедрой пения и одна из основателей музыкально-педагогического факультета Свердловского государственного педагогического института, ныне УрГПУ) и доцент того же института Г. М. Зубарева; профессор ГМПИ (РАМ) им. Гнесиных Н. В. Калугина; профессор Киевской консерватории М. А. Бердинников; заведующая кафедрой Пермского института искусств и культуры, доцент Т. П. Редько. Главным хормейстером хора Свердловского радио стал выпускник 1950 г. М. С. Рожанский, работавший также на музыкально-педагогическом факультете СГПИ и в 1954-1969 гг. вырастивший один из лучших самодеятельных коллективов города - хор УПИ.

(По материалам книги "Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского 75 лет истории")