Выдающийся виолончелист, педагог, заслуженный артист России, профессор Г. Д. Цомык родился 1 июня 1914 г. в Тбилиси в семье ремесленника. Путь Г. Д. Цомыка к музыке начался с самых ранних лет. Восьмилетним ребенком он стал учеником Тбилисской консерватории по классу виолончели профессора К. А. Миньяра-Белоручева - «музыкального внука» великого К. Ю. Давыдова. Константин Александрович Миньяр-Белоручев учился у ученика Давыдова - А. Э. Глена - и гордился принадлежностью к «давыдовской школе», принципы которой получили дальнейшее развитие в его педагогической деятельности.

В 1929 г. К. А. Миньяр-Белоручев показал в Москве и Ленинграде трех своих учеников, тогда совсем юных виртуозов - Г. Цомыка, А. Феркельмана и В. Аншелевича, представивших несколько концертных программ. Эти выступления были очень высоко оценены публикой, специалистами и прессой и явились событием музыкальной жизни того времени.

Консерваторию Цомык закончил в шестнадцатилетнем возрасте. Началась активная исполнительская деятельность молодого музыканта. Каждый год - новые сольные программы, выступления в Тбилиси, в столичных концертных залах и во многих других городах страны с лучшими симфоническими коллективами и дирижерами.

В 1933 г. проходит I Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей, на котором Герц Давидович получает первую премию. Премией такого же достоинства на этом конкурсе были награждены С. Н. Кнушевицкий и Э. Г. Гилельс, что подчеркивает высочайший уровень этого состязания. Комментируя выступление Г. Д. Цомыка на конкурсе, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии, композитор В. Власов обращается к Герцу Давидовичу так: «Мне посчастливилось быть свидетелем Вашего триумфального успеха на Первом Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в 1933 г. И я рад, что в моей первой статье я написал о Вас как о богатом и цельном даровании, как о музыканте с ярко выраженной индивидуальностью, как о виолончелисте огромных технических возможностей, как о художнике, увлекающем публику своим талантом».

Блистательная победа на конкурсе поставила девятнадцатилетнего музыканта в один ряд с самыми востребованными исполнителями СССР. Он получает виолончель работы Антонио Страдивари из фондов Государственной коллекции - прекрасный инструмент, которому Герц Давидович был верен долгие годы. Будучи солистом Московской филармонии, Г. Д. Цомык объездил всю страну как солист и в составе известного трио Московской филармонии: А. Иохелес, М. Затуловский, Г. Цомык.

Помимо напряженной исполнительской работы, он начал вести класс виолончели в Тбилисской консерватории. 1952-й г. стал поворотным этапом в профессиональной деятельности и жизни Герца Давидовича и, без сомнения, музыкальной жизни Урала. Именно в этом году по приглашению ректората и областного управления культуры Герц Давидович Цомык начинает преподавать в Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского. Ранее класс виолончели в консерватории вели М. Б. Петрушанский и Л. К. Штрассенбург.

Таким образом, педагогическая деятельность Герца Давидовича в Свердловске началась на хорошей основе. Работа на кафедре музыканта такого высочайшего уровня послужила развитию виолончельной школы на Урале. Виртуоз, в совершенстве владеющий всем арсеналом технических приемов игры на виолончели, Герц Давидович обладал звуком изумительной красоты, истинным «виолончельным тоном» - глубоким, содержательным, многокрасочным. Его словесные замечания в классе всегда сопровождались мастерским показом на виолончели, при этом любой инструмент в его руках звучал, как дорогой и породистый.

Наряду с работой в консерватории (в том числе в 1954-1974 гг. - заведование кафедрой) профессор Цомык вел класс виолончели в средней специальной школе при УГК, а также класс камерного ансамбля в Свердловском областном музыкальном училище им. П. И. Чайковского. Многочисленные его выпускники преподают в учебных заведениях всех трех звеньев музыкального образования, занимают ведущее положение в симфонических оркестрах и музыкальных театрах России и зарубежья. Многие имеют почетные звания и ученую степень. Среди них - заслуженный артист РФ Е. Гофман (Петербург), заслуженные артисты РФ, профессора М. Курицкий и С. Пешков (дипломант всероссийского конкурса, заведующий кафедрой струнных инструментов УГК), заслуженные деятели искусств РФ профессора М. Балдаев и В. Клишин (много лет заведовавший кафедрой струнных инструментов УГК), заслуженный работник культуры Л. П. Никитина, Г. И. Коцюба и другие.

Необычайно велик масштаб исполнительской деятельности Г. Д. Цомыка, охватывающий практически все жанры инструментального музицирования: это и сольные концерты, и камерно-ансамблевые выступления (дуэты, трио и т. д.), и концерты с оркестром, и, наконец, работа концертмейстера группы виолончелей - солиста симфонического оркестра филармонии (1958-1963). Яркая личность Цомыка-музыканта привлекала к совместному с ним музицированию многих коллег. Незабываемы сонатные вечера в Малом зале УГК, где Герц Давидович играл со всеми ведущими профессорами-пианистами: Н. Н. Позняковской, И. М. Рензиным, Б. И. Певзнером, И. З. Зетелем, М. Г. Богомаз. Часто партнерами Г. Д. Цомыка были В. С. Кашкаров и Л. Н. Селиванова, которая в то время работала концертмейстером в его классе. В 1984 г. фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку с записями Г. Д. Цомыка, где одно из сочинений он исполняет в сопровождении своего внука, тогда совсем юного пианиста Л. Усминского (запись 1977 г.).

Особое место в творческой жизни Цомыка с 1957 г. занимала работа в составе струнного квартета им. Н. Я. Мясковского, где его партнерами были заслуженные артисты РСФСР, профессора консерватории Л. М. Мирчин, Л. С. Тышков и Г. И. Теря. Коллектив гастролировал по многим городам страны - от Риги до Владивостока, а также за рубежом. В 1981 г. Герц Давидович был удостоен почетного звания заслуженного артиста РСФСР (посмертно).

Высокий профессионализм Герца Давидовича привлекал многих композиторов к сотрудничеству с ним. Так он был первым исполнителем ряда виолончельных произведений З. Левиной, О. Тактакишвили, Р. Габичвадзе, С. Цинцадзе, Ю. Кочетова, З. Компанейца. Появление сочинений для виолончели уральских композиторов В. Щелокова, Н. Пузея, О. Моралева, К. Кацман во многом связано с исполнительским мастерством Г. Цомыка.

Педагогика, исполнительство, мастер-классы, участие в жюри, конференциях и т. п. - весь этот огромный объем работы не тяготил Герца Давидовича. Он справлялся с ним очень естественно, легко. Процитирую слова двух людей, близко знавших Герца Давидовича и сотрудничавших с ним.

Заслуженный артист РСФСР, профессор И. З. Зетель: «Г. Цомыка можно увидеть на эстраде разным - страстным и задушевным, поэтичным, суровым, даже гневным, но никогда равнодушным. При такой безраздельной отдаче искусству любовь к музыке взаимна. Вот почему его искусство не только "светит", но и "греет". А ведь в этом одно из призваний таланта: нести людям душевное тепло, согревая радостью приобщения к прекрасному».

Народный артист РСФСР, профессор М. И. Паверман: «Одним из моих лучших друзей был Герц Давидович Цомык - редчайший мастер виолончельного искусства... Редкого душевного обаяния человек, очень теплый, дружественный, обладавший большим чувством юмора, он всегда умел создать вокруг себя атмосферу доверия и сердечной чистоты».

Широтой интересов, бескорыстным служением музыке, обаянием таланта и личности Герц Давидович Цомык неизменно привлекал к себе учеников, коллег и слушателей.

(По материалам книги «Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского 75 лет истории»)