Колоритная фигура музыканта-самородка, смело шагнувшего из уральской глубинки в высшие сферы композиторской элиты, по праву завоевав место самого перспективного симфониста местной композиторской школы 1950-1960-х гг., - такова личность музыканта, чей талант ярко развернулся в благоприятное время «хрущевской оттепели». Уроженец деревни Ляпустино Богдановичского района пришел в музыку из самодеятельности: пел в школьном хоре, самоучкой выучился играть на народных инструментах и решительно отправился получать музыкальное образование в Свердловское музыкальное училище им. П. Чайковского. Успешно окончив его, он приходит в 1949 г. в консерваторию, чтобы подать заявление на композиторскую специальность, но наталкивается на неожиданную преграду: прием на отделение композиции оказался закрыт. Так, на начальном этапе своей музыкальной биографии Геральду Топоркову пришлось столкнуться с последствиями недавних политических репрессий. Постановление 1948 г. и последовавшая за ним критика вузовской подготовки композиторов (в том числе в УГК) привели к запрещению приема на композиторское отделение. Г. Топорков был зачислен на историко-теоретический факультет.

Когда в 1950 г. вновь открылось отделение композиции, Геральд Николаевич перевелся на интересующую его специальность к В. Н. Трамбицкому. Новый студент сразу увлекся оркестровой музыкой, и уже в 1953 г. на Пленуме уральских композиторов заслуженный успех завоевала его фольклорная по духу, уральская по интонационной природе симфоническая картинка «На вечерке». Дипломная работа - Первая симфония - успешно продолжила ту же линию фольклорно-песенного симфонизма, показав возросшее мастерство выпускника вуза.

Сразу по окончании, в 1955 г. Г. Топорков поступает в аспирантуру к В. Н. Трамбицкому и с 1956 г. получает педагогические часы на кафедре. Все годы преподавания в вузе он с увлечением вел один курс - инструментовку. В конце 1950-х - начале 1960-х гг. были созданы лучшие из его сочинений: скрипичный концерт и Четвертая симфония. Еще один его любимый жанр - фортепианные прелюдии. Он писал их для педагогического репертуара, и студенты с удовольствием исполняли их. Человек открытый и коммуникабельный, Геральд Николаевич отвечал и за руководство педпрактикой, всегда помогая студентам-теоретикам историко-теоретического факультета найти контакт с их подопечными с исполнительских отделений.

Та же роль связующего звена между старшим и младшим поколениями свердловских композиторов естественно превращала его в ключевую фигуру Союза. В период расширения состава местного СК и его реорганизации в Уральское отделение Союза композиторов он явился наиболее подходящей кандидатурой на новый ответственный пост. 10 лет председательства в Союзе (1966-1977), проведение ответственных пленумов и показа сочинений уральских авторов в Москве, присвоение звания заслуженного деятеля искусств РСФСР (1973) не изменили его демократичной натуры. Уйдя из жизни рано и внезапно, он оставил о себе память как о человеке оптимистичном и вечно молодом.

(По материалам книги "Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского 75 лет истории")