«Музыканты слушали новую симфонию, вызвавшую горячие споры. Выступали композиторы и музыковеды. Высказывались разные мнения. Но вот начал говорить В. Н. Трамбицкий. Он анализировал симфонию, разбирая деталь за деталью и, как будто глядя в ноты, называл характерные особенности прозвучавших гармоний, мелодических интонаций. Какой отточенный слух и цепкая память!»

Так вспоминал одну из встреч с выдающимся уральским композитором Б. И. Певзнер. Да, такие качества свойственны лишь очень одаренным людям, и не удивительно, что именно музыка стала призванием и определила весь жизненный путь Трамбицкого. Виктор Николаевич родился 12 февраля 1895 г. в легендарной Брест-Литовской крепости в семье военного. Отец будущего композитора, игравший на рояле и сам сочинявший музыку, стал первым учителем своего одаренного сына. По словам композитора, самым значительным событием детских лет явился приезд в Брест оперной труппы, на репетиции которой ему удавалось тайком пробираться. К этому времени относится и первая попытка сочинить оперы на сюжет романтической поэмы «Ундина» В. Жуковского, а затем пушкинского «Бориса Годунова».

В 1914 г., после окончания в Вильнюсе гимназии и музыкального училища, Трамбицкий приезжает в Петроград, где занимается у профессора консерватории В. П. Калафати (ученика Н. А. Римского-Корсакова) и одновременно поступает на юридический факультет университета. В Петрограде композитор встретил Февральскую и Октябрьскую революции 1917 г. Став сотрудником музыкального отдела Наркомпроса, где в то время работал и Б. В. Асафьев, Трамбицкий организовывает организует концерты для рабочих и солдат Петрограда. В 1918 г. он принимает участие в музыкальном оформлении празднеств по поводу первой годовщины Октябрьской революции, а также в создании оркестровой редакции «Интернационала», ведет цикл симфонических концертов для трудящихся в Зимнем дворце. Большое влияние на формирование музыкально-эстетических воззрений Трамбицкого в те годы оказало знакомство и сотрудничество с Б. Асафьевым и В. Мейерхольдом. Это были трудные годы: в городе был голод, не хватало топлива, свирепствовал тиф. Композитор покидает Петроград.

Несколько лет Виктор Николаевич работает в должности дирижера, пианиста и заведующего музыкальной частью в различных передвижных музыкально-драматических театрах. Разъезжая с коллективом такого театра по Украине, Крыму, Дальнему Востоку, Трамбицкий в 1925 г. попадает на Урал. Вероятно, это был «перст судьбы». Обратив внимание на молодого талантливого музыканта, руководство Свердловского театра оперы и балета предложило ему написать оперу. Сюжетом композитор избрал роман «Овод» Э. Войнич. Премьера состоялась 13 апреля 1929 г. в постановке выдающихся деятелей музыкально-театрального искусства - дирижера И. О. Палицына и режиссера В. А. Лосского. Так началась тридцатипятилетняя «уральская глава» творческой биографии выдающегося отечественного музыканта. Его деятельность на композиторском, педагогическом, музыкально-общественном поприщах поражает своими масштабами. Он работал на радио главным редактором и был организатором местного музыкального вещания, консультантом в оперном театре, а когда в 1934 г. в Свердловске открылась консерватория, ее ректор М. П. Фролов, высоко ценивший Трамбицкого, пригласил его работать в этом учебном заведении.

В 1944 г. Трамбицкий возглавил кафедру теории и композиции. Одновременно он преподавал оркестровку, гармонию, читал курсы анализа форм, оперной драматургии, народного творчества. Став одним из организаторов Уральского отделения Союза композиторов России, он в течение нескольких лет являлся его председателем, секретарем правления Союза композиторов РСФСР, депутатом Свердловского горисполкома, председателем комиссии по культуре при горисполкоме. Трудно даже перечислить все его обязанности. Плодотворная творческая, педагогическая и музыкально-общественная деятельность Трамбицкого получила высокое признание: ему были присвоены ученое звание профессора (1939), почетное звание заслуженного деятеля искусств республики (1946), он был награжден орденом «Знак Почета».

Все, кому довелось знать Виктора Николаевича, всегда отмечали не только широту его взглядов, образованность, но также доброту, большое обаяние и артистизм его натуры. Природа на редкость щедро одарила Трамбицкого: он был не только выдающимся композитором, но и многоопытным педагогом, проницательным исследователем народного искусства. Он писал стихи, пьесы, рисовал. Каждая из сторон его одаренной личности влияла на другие, обогащая их. Круг идейно-эстетических и музыкально-теоретических проблем, привлекавших внимание Трамбицкого, отличался исключительной широтой: народное творчество и связь его с профессиональным искусством, проблемы музыкальной психологии и восприятия музыки. Разработке этих проблем посвящены монография «Гармония русской песни», статьи «Мысли вслух», «Возможности теоретического музыкознания» и другие.

Создание новых настоящих ценностей русской музыки, по словам Трамбицкого, невозможно без национальной конкретности художественного мышления. Глубокий интерес к народному искусству побуждает композитора совершать далекие поездки по Уралу. Другой, не менее актуальной исследовательской проблемой являлось для него определение специфики современного профессионального творчества. Так, по его мнению, необозримые возможности обновления мелодики в сочинениях композиторов XX в. открывает «сплавленность» элементов национальной традиции и черт современности. «Здесь вполне оправдано слово "обновление", так как созданная на этой основе музыка по своей природе всегда будет первозданна, ибо она будет нести в себе то, чего еще не существовало в развитии мирового музыкального искусства». Виктор Николаевич рекомендовал своим ученикам исследовать излюбленные им темы, говоря при этом: «Жизни моей не хватит, чтобы написать о всех тех проблемах, которые меня волнуют».

Многие годы В. Н. Трамбицкий вел класс сочинения в Уральской консерватории. Под его руководством получили профессиональное образование Е. Родыгин и Г. Топорков, Л. Лядова, А. Муравлев и В. Биберган, ставшие известными композиторами, очень разными по своей творческой индивидуальности. Искусству оркестровки у Трамбицкого обучались Б. Гибалин, Г. Белоглазов, Н. Хлопков. Он руководил также занятиями аспирантов Н. Пузея и О. Моралева. Этот перечень столь несхожих по своим художественным устремлениям композиторов - убедительное свидетельство педагогической прозорливости Трамбицкого, обладавшего редкостной способностью раскрывать в своих питомцах их индивидуальные творческие качества.

Художественное мировоззрение Трамбицкого сформировалось в первые десятилетия нашего века в контексте идей эпохи, предшествовавшей Октябрьской социалистической революции. Он ценил в искусстве идейную значительность замысла, глубину, благородство чувств и мыслей. Высокие этико-нравственные идеалы, которые композитор воспевал в своем творчестве, были присущи и его личности. Создание образов современников, литературных и исторических героев, которые бы заставили сопереживать воплощенному в операх, камерных и симфонических произведениях, - так можно определить главную цель творческих устремлений Трамбицкого.

Индивидуальная система выразительных средств, выработанная Трамбицким, придавала своеобразие и неповторимость его почерку, отражавшему многогранность его дарования, - талант живописца, наличие «цветного» слуха. По словам Ю. Тюлина, музыкальный стиль Трамбицкого «чужд нарочитого оригинальничания и в то же время свободен от оков изжитого академизма, которые нередко стесняют полет фантазии композиторов старшего поколения». Чутко вслушиваясь в систему современного интонирования, не стремясь, однако, самоцельно оперировать политональностью, серийной техникой, алеаторикой, композитор главный акцент в своем творчестве ставил на достижении художественного результата: создании произведений.

Любимым жанром Трамбицкого была опера. Окрыленный успехом «Овода», он следом пишет еще одну героическую оперу - «Гнев пустыни» о колониальной борьбе в Африке. Б. В. Асафьев, которому автор показал свою оперу, музыку одобрил, но вынес вердикт: «Ваше призвание - писать русскую музыку». Это понимал и сам композитор. Именно с 1930-х гг., обосновавшись на Урале, полюбив его природу и людей, их сказы и песни, он посвящает этому краю свое творчество, которое приобретает народно-песенную распевность, выразительность и глубину. Пробой пера была небольшая двухактная радиоопера «Великий путь», написанная в начале 1930-х гг. на сюжет из эпохи гражданской войны. Но подлинным событием в жизни В. Н. Трамбицкого и в становлении уральской музыки стала его следующая опера. Сюжет «Орлены» основан на реальных событиях, произошедших во время восстания ревдинских углежогов на демидовских заводах в первой половине XIX века. Либретто создавалось на основе подлинных исторических документов - были изучены 23 тома Уральского горного архива и три тома архива Екатеринбургского уездного суда. Драматургия оперы наследует традиции народных музыкальных драм М. П. Мусоргского (любимого композитора В. Н. Трамбицкого), с присущей им главной ролью образа народа, масштабностью и драматической действенностью хоровых сцен, психологической глубиной народных характеров и яркой портретностью отрицательных персонажей, образов насилия и порабощения. Музыкальный язык оперы укоренен в народной песенности и также восходит к М. П. Мусоргскому. «Орлена» выдержала три премьеры в Свердловском оперном театре: в 1934, 1938 и 1973 гг.

В 1940 г. В. Н. Трамбицкий завершает одно из лучших своих сочинений - оперу «Гроза» по драме А. Н. Oстровского, которую он писал вдохновенно, на пике своих творческих сил и зрелого мастерства, достигнув в музыке большой силы эмоционального накала и лирической проникновенности. Премьера «Грозы», запланированная на осень 1941 г., была отложена из-за начавшейся войны и прошла в Свердловском театре оперы и балета с большим успехом в апреле 1943 г. В 1958 г. была поставлена вторая редакция оперы, высоко оцененная во время гастролей театра в Москве. «Музыка "Грозы" овеяна чудесным дыханием русской песни... В центре опе-ры стоит замечательный по силе национапьного характера и душевной чистоте образ Катерины» , - так отозвался об опере Г. В. Свиридов.

С 1941 г. в творчество В. Н. Трамбицкого, как и других отечественных композиторов, входит тема войны - и остается в нем навсегда. Уже в первые недели Великой Отечественной он создает вокальный цикл в 5-ти частях «Северные сказы» на выразительнейшие тексты народных сказительниц, повествующих о трагедии родной земли и пророчащих грядущую победу. Воспеванию подвига Н. Гастелло посвящена симфоническая поэма «Капитан Гастелло». Тема войны становится главной и во всех последующих операх композитора: «Дни и ночи» по одноименной повести К. Симонова (1950), «Кружевница Настя» по новелле К. Паустовского (1963), «Память сердца» по повести Ф. Кнорре «Одна жизнь» (1967).

В 1962 г. завершается «уральская глава» жизни и творчества В. Н. Трамбицкого. Он возвращается в Ленинград, с которым никогда не порывал творческих связей. Он уезжает, оставив на Урале друзей, многочисленных учеников, плодотворно работающие кафедру композиции в консерватории и Уральскую композиторскую организацию. А также - уральскую композиторскую школу, основы которой он создавал своим творчеством, укорененным в столь любимых им уральской природе, народных характерах и песенности, и педагогической деятельностью, передав эту любовь и знания молодым композиторам, продолжившим дело своего учителя.

(По материалам книги "Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского 75 лет истории")