«Его единственный недостаток – излишняя скромность…»
    К 85-летию Николая Фёдоровича Олейникова

Николай  Федорович Олейников – домрист, дирижер, композитор, профессор кафедры народных инструментов Уральской консерватории (1965-2004).

Oleynikov_NFПосле окончания Луганского музыкального училища (класс С.А. Васильева) и Киевской консерватории (класс М.М. Гелиса) в 1955 году молодой музыкант был направлен на работу в музыкальное училище г. Черновцы.
Здесь музыканту и пригодились все те знания, которые были получены им ранее. Он ведёт класс домры, мандолины, балалайки, цимбал, обучает игре на ударных инструментах, занимается с ансамблем бандуристов. В архиве Николая Фёдоровича сохранилась афиша, в которой его имя значится  и в качестве дирижёра симфонического оркестра. Николай Фёдорович с долей иронии вспоминает этот примечательный  случай: «Директор училища подал идею организации симфонического оркестра. Собрали музыкантов со всего города, студентов училища. Оперу «Алеко» готовили к постановке целый год. Дирижёром был кларнетист Рыбалко, но время премьеры совпало с сессией в Институте им. Гнесиных, дирижёр уехал. Второй дирижёр отказался, тогда директор обратился к Н.Ф. Олейникову, который в то время руководил несколькими оркестрами народных инструментов. После недолгих раздумий Николай Фёдорович согласился. Отчётный концерт прошёл  так успешно, что музыканты оркестра и публика в буквальном смысле носили дирижёра на руках.

Вспоминается и ещё один факт биографии. Контингент учащихся того времени был довольно слабый, поэтому по приказу Обкома КПСС ездили по сёлам, искали кадры. Рядом была Румыния, Молдавия, поэтому из инструментов в сёлах были распространены скрипка, цимбалы, бубен. В одном из сёл зашли в дом семьи Ротарь. После прослушивания двух сестёр и брата  (все были поющие) членам комиссии особенно понравилась София, ей и предложили поступать в училище. Мать говорит: «Я без отца решать не могу, отец метит на другую специальность». Минут через двадцать пришёл отец и высказал свою позицию: «Дочь должна оставаться дома и помогать семье». София села к отцу на колени, целует его: «Папа, я музыку люблю».  Так и попала она в училище, приехала в резиновых сапожках, стареньком зелёном драповом пальтишке. Николай Фёдорович вёл ансамбль бандуристок, в котором играла и София. Природа голоса молодой исполнительницы была настолько яркая, что почти не требовала корректировки. Когда внезапно нагрянули высокие гости, нужно было срочно, буквально за один день подготовить небольшое концертное выступление. София напела Николаю Фёдоровичу несколько народных мелодий, которые он целую ночь инструментовал для оркестра. Утром принёс готовую партитуру,  за три часа студенты расписали партии, несколько часов репетиции и вечерний концерт. Слушатели остались довольны. Это было первое публичное концертное выступление будущей народной артистки России Софии Ротару.

В училище Н.Ф.Олейников был заведующим отделом народных инструментов. Помимо работы педагогической, играл сольно и в квартете партию 1-й домры (баян, две домры, домра-тенор). До сих пор помнит программу одного из сольных выступлений: Штогаренко. Песня;  Глазунов. Вальс; Чайковский. Мелодия. В 1957 г. оркестр народных инструментов училища под руководством Олейникова Н.Ф.получил II премию на Всеукраинском фестивале оркестров (г. Киев). В числе исполненных коллективом произведений было и сочинение Николая Фёдоровича «Буковинская рапсодия». 

С 1965 г. деятельность Николая Фёдоровича связана с Уральской консерваторией. С большой любовью вспоминает он своих первых выпускников: Н. Балема, ныне народный артист Украины, солист ансамбля «Подолянка» (г. Хмельницкий), педагоги музыкальных училищ гг. Кургана, Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Чайковского Серкова Галина Кирилловна, Тихомирова Елена Павловна, Медведева Наталья Георгиевна, Грубич Лариса Степановна, воспитавшие не один десяток профессиональных кадров.

Можно только удивляться тому, насколько ярко проявляются в их педагогической деятельности принципы, заложенные в годы обучения в классе Николая Федоровича. Исключительно большое значение он придаёт певучести и красоте звука. Говоря словами педагога: «Звук должен идти от сердца, а от него – уже к рукам.  Нельзя подменять творческое исполнение механическим». Когда сам Николай Фёдорович играл в составе ансамбля педагогов консерватории на домре-альт, студенты восхищались сильным, красивым звучанием, его умением заставить «петь» инструмент.

Главный смысл своей педагогической деятельности Олейников Н.Ф. видит в воспитании всесторонне развитых, профессионально оснащённых музыкантов: «Главное для меня – заинтересовать студентов творческими занятиями, чтобы они были грамотными, хорошо играли как соло, так и в ансамбле, дирижировали, делали инструментовки и даже сочиняли музыку». Свидетельство тому – достижения его воспитанников. Ещё в училище начинали своё обучение в классе юбиляра Анатолий Яковлевич Винокур, ныне профессор, художественный руководитель и дирижёр Государственного концертного оркестра народных инструментов «Виртуозы Кубани» (г. Краснодар) и А. Стороженко, профессор, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования  Самарского института искусств.  Будучи ещё студентом, осуществил первую пробу пера народный артист Украины Н. Балема. Им написаны для квартета домристов (В. Ачкинази, О. Левченко, Н. Балема, В. Синько) прелюдия и фуга,  «Весенняя» сюита, квартет до-минор. Все произведения были исполнены данным квартетом в зале консерватории 24 апреля 1970 г.). Кстати,  в этой же афише были заявлены и  произведения  Олейникова -  Вариации на темы р.н.п. «Лучинушка», «Вдоль по Питерской». Список произведений талантливого ученика  продолжают «Концертные вариации» Н. Балемы для домры и фортепиано. В годы учёбы ряд этюдов для 4-х струнной домры был написан Л. Уляшкиной, ныне заслуженной артисткой России, выступающей в составе лауреата Международных конкурсов квартета «Урал».

Строгая требовательность не только к студентам, но и к самому себе – залог постоянного саморазвития. Если говорить о реализации этого принципа на примере деятельности юбиляра, то сложно перечислить все концертные программы, методические разработки, сочинения, созданные профессором УГК Н.Ф. Олейниковым за более чем 50 лет творческой деятельности. Сейчас Николай Фёдорович по состоянию здоровья находится на заслуженном отдыхе, однако каждый день его заполнен работой. Он сочиняет, инструментует. Не так давно (2004 г.)  на кафедре народных инструментов состоялась презентация его Концерта в 3-х чч для домры в исполнении лауреата Международных конкурсов, доцента УГК Светланы Мусафиной, уже после премьеры автор закончил работу над партитурой Концерта. Написан и ждёт своего исполнения  Концерт для балалайки с оркестром народных инструментов в 3-х чч. С этими творческими работами последних лет Н.Ф.Олейников и подошёл к своему юбилею.

За годы работы в классе заслуженного работника культуры России, профессора УГК Олейникова Н.Ф. подготовлено более 60 выпускников. Среди них педагоги средних и высших учебных заведений, концертные исполнители, имеющие учёные и почётные звания. За многолетний труд и достигнутые успехи в 2003 г. Николай Фёдорович награждён нагрудным знаком «Почётный работник высшего профессионального образования России». Издано более 10 методических работ, название которых ещё раз свидетельствует о многосторонности творческой деятельности юбиляра: «О работе правой руки домриста», «Хрестоматия по чтению партитур», «Методические рекомендации по инструментовке», «Проблемы и трудности в работе с ансамблем», «Сборник избранных пьес для домры с фортепиано», «Сборник избранных пьес для ансамблей народных инструментов» и др.  Являясь на протяжении 13 лет руководителем оркестра народных инструментов УГК, Николай Федорович подготовил ряд концертных программ. Были исполнены сочинения М. Глинки, А. Аренского, П. Чайковского, В. Андреева,  Н. Будашкина,  П. Куликова, К. Мяскова, А. Холминова, Уральских композиторов В. Бибергана, Б. Гибалина, Л. Гуревича, М. Кесаревой, Л. Никольской, Н. Пузея. В каждой из программ звучали и авторские оркестровые сочинения: «Буковинская» рапсодия, Увертюра-фантазия на украинские темы, «Молодёжная» увертюра, «Вальс воспоминаний»  и др.

Произведения Н.Ф. Олейникова для юных домристов  - неоценимый вклад в развитие репертуара ДМШ. Открыв проспекты детских конкурсов, проводимых в Уральском регионе, мы обнаружим, что практически половина заявленных программ содержит произведения Николая Фёдоровича. Это «Русский танец», «Украинская песня», «Маленькое рондо», огромное количество обработок украинских и русских народных мелодий. Все эти сочинения изданы, с успехом исполняются в учебных и концертных программах.

«Ваш единственный недостаток – излишняя скромность, - писал М.М. Гелис своему ученику, - а? между тем, я со всей силой на основе своего многолетнего опыта утверждаю, что Вы должны дать Вашим способностям надлежащий путь и проявить себя всесторонне, чтобы с Вас молодёжь брала пример. В Вас есть много такого, что они смогут с честью двигать дальше и тем способствовать развитию музыкальной культуры нашего народа».

Спустя годы, можно с уверенностью сказать, что напутствие своего педагога ученик выполнил. 

И. Гареева, заслуженный работник культуры России, профессор