Программа вступительного экзамена по литературе.

 

В основу содержания и структуры предлагаемой программы положен обязательный минимум базового уровня среднего общего образования по литературе (Приказы Министерства образования России от 19.05.1998г. №1236 и от 30.06.1999г. №56, а также стандарты основного общего и среднего (полного) образования по литературе, утвержденные приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089).

Вступительные экзамены по литературе проводятся в устной форме для абитуриентов, поступающих на все специальности УГК имени М.П.Мусоргского.

Формулировки вопросов билетов для устного экзамена носят литературоведческий характер и связаны с интерпретацией художественного текста, указанных в данной программе художественных произведений.

Составной частью устного экзамена по литературе является также выразительное чтение художественных текстов наизусть.

              Литературоведческие знания и умения:

На вступительном экзамене по литературе поступающий в УГК им. М.П.Мусоргского должен показать:

- знание текстов перечисленных в программе художественных произведений, всестороннее и глубокое понимание их тематики, проблематики и идейно-художественного своеобразия;

-знание основных этапов историко-литературного процесса XIX-XX веков, места и роли творчества изучаемого автора в литературном процессе;

-понимание эстетических и нравственных ценностей художественного произведения;

-умение анализировать  произведение в единстве его содержания и художественной формы;

-умение эмоционально откликнуться на произведения разных жанров и в выразительном чтении передать стиль, характерный для писателя.

 

Абитуриент должен обнаружить следующие знания:

-темы, проблемы, идеи, авторской позиции и способов ее выражения;

-композиции, фабулы и сюжета, конфликта;

-образной структуры произведения, средств и приемов создания образов (портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, речевые характеристики, приемы психологического анализа), в лирическом произведении  -  образа лирического героя;

-особенностей художественной речи (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, аллегория, символ, ирония, сатира, юмор, гротеск, эзопов язык, антитеза);

-своеобразия жанра произведения.

Кроме перечисленных выше теоретико-литературных понятий, поступающий также должен показать понимание таких понятий, как литературное направление (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм); род художественной литературы (эпос, лирика, драма), основные его жанры (эпос, басня, рассказ, повесть, художественный очерк, роман, роман-эпопея, лирика: поэма, роман в стихах; драма: комедия, трагедия, драма);  стихотворные размеры (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест).

В связи с вариативностью программ общеобразовательных учреждений вопросы к билетам сформулированы таким образом, что предоставляют абитуриенту право выбора для раскрытия темы или ответа на вопрос билета.

 

Авторы и их произведения.

 

А.С.Грибоедов

А.С.Грибоедов как личность и художник. Комедия «Горе от ума». Тематика, проблематика, идейная направленность, характерные художественные типы, особенности стиля, И.А.Гончаров о комедии («Мильон терзаний»).

А.С.Пушкин

Жизненный и творческий путь.

Многообразие проблематики пушкинской лирики, ее новаторский характер и художественное совершенство («Пророк», «Поэту», «Осень», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Погасло дневное светило…», «Безумных лет угасшее веселье…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» -  4-5  стихотворений по выбору поступающего).

В.Г.Белинский о поэзии А.С.Пушкина.

Роман «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни» (В.Г.Белинский). Основные персонажи романа. Изображение высшего света и поместного дворянства. Художественные особенности романа в стихах. В.Г.Белинский о романе.

Цикл «Маленькие трагедии» (общая характеристика и анализ 1-2 произведений). Его идейное звучание, проблематика и художественное совершенство.

Проза А.С.Пушкина («Повести Белкина», «Дубровский», «Капитанская дочка»). Значимость и глубина затронутых в них проблем, художественное своеобразие.

М.Ю.Лермонтов

Основные мотивы лирики («Дума», «Смерть поэта», «Родина», «Поэт», «Молитва», «В минуту жизни трудную…», «Выхожу один я на дорогу…», «Как часто пестрою толпою окружен…» «Я не унижусь пред тобою…», «Когда волнуется желтеющая нива… и др.) – 3-4 стихотворения на выбор.

Поэмы «Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Демон» (обзор, а затем анализ одной из поэм по собственному плану).

Роман «Герой нашего времени», его проблематика и основные образы. Особенности композиции романа, его стилевое своеобразие.

Н.В.Гоголь

Раннее романтическое творчество писателя: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Связь с фольклором и опора на традиции русской литературы. Проблематика, идейный мир, нравственные конфликты и патриотическое звучание раннего творчества Гоголя.

«Шинель». Образ «маленького человека» в повести. Принципы создания характера. Идейное и художественное своеобразие «Шинели», значение повести для дальнейшего развития русской литературы.

«Ревизор». Своеобразие построения сюжета и системы характеров. Основной конфликт в произведении. Мастерство Гоголя-комедиографа.

Поэма «Мертвые души». Особенности жанра и композиции. Обобщающее значение образов поэмы, приемы их сатирической обрисовки. Единство сатирического и лирического начал как воплощение авторского замысла. Гуманизм поэмы.

А.Н.Островский

«Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница»  (анализ одной из пьес по выбору и собственному плану поступающего). Значение А.Н.Островского в истории русского театра.

И.А.Гончаров

Общая характеристика творчества. Роман «Обломов».Характеристика главного героя, его внутренняя противоречивость. Оценка обломовщины в критике (Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин).

И.С.Тургенев

Жизнь и творчество (общая характеристика). Роман «Отцы и дети». Нравственная проблематика. Базаров как тип нового героя, отношение автора к своему герою. Споры о путях спасения России. Своеобразие композиции романа. Идейно-эстетическая полемика вокруг романа «Отцы и дети» (Д.И.Писарев «Базаров». М.А.Антонович «Асмодей нашего времени»).

 

                                 Стихи русских поэтов XIX века

Ф.И.Тютчев – поэт-философ и певец русской природы. Любовная лирика, раскрытие в ней драматических переживаний человека. («Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Я встретил вас…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «Эти бедные селенья…», «Умом Россию не понять…»).

А.А.Фет  («Шепот, робкое дыханье…», «Облаком волнистым…», «Еще весны душистой нега…», «Это утро, радость эта…», «Я русский…», «Поэтам», «Сияла ночь. Луной был полон сад…»).

Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике А.А.Фета. Сочетание жизненной конкретности и умения передать подвижность настроений и переживаний. Музыкальность, мелодичность стиха.

Н.А.Некрасов

Многообразие мотивов некрасовской лирики. Своеобразие его поэзии (лиризм, искренность чувств, сатирическая направленность). («Поэт и гражданин», «Элегия», «Пускай нам говорит изменчивая мода…», «Рыцарь на час», «Пророк», «Зине», «Ты еще на жизнь имеешь право…», «Я не люблю иронии твоей…», «Умру я скоро…», стихи из цикла «О погоде», «Родина», «Нравственный человек», «Блажен незлобивый поэт…»  -  4-5 стихотворений по выбору).

М.Е.Салтыков-Щедрин

Идейно-художественные особенности сказок Щедрина.  «История одного города» или «Господа Головлевы» (общая характеристика одного из произведений).

Ф.М.Достоевский

Роман «Преступление и наказание». Своеобразие христианского гуманизма Ф.М.Достоевского, его протест против превращения человека в средство для достижения каких бы то ни было целей. (Анализируется один из названных романов).

 

Л.Н.Толстой

Роман-эпопея «Война и мир». Патриотическое звучание романа. Осуждение Л.Н.Толстым национальной розни, несправедливых войн за пределами Отечества. Роль личности и народных масс в истории в понимании писателя.

Искания героев романа. Поиски «мира» и своего места в мире. Различия путей нравственно-философских поисков Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Пьера Безухова, Николая Ростова. Идея нравственной ответственности человека за судьбы мира. Значение образа Платона Каратаева.

Тема любви в романе. Значение женских образов.

Своеобразие композиции, обусловленное многоплановостью тематики и проблематики, большим объемом романа. Особенности психологизма Л.Н.Толстого, «диалектика души».

А.П.Чехов

Ранние юмористические рассказы А.П.Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Тема гибели человеческой души под влиянием пошлого мира в поздних рассказах («Ионыч», «Душечка», «Случай из практики», «Попрыгунья», «Дама с собачкой» и др.) Новаторство чеховской драматургии.

«Вишневый сад». Проблемы, образы, художественное совершенство пьесы. Утверждение высокого назначения человека, его творческой преобразующей деятельности.

И.А.Бунин

Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы. («Крещенская ночь», «Одиночество», «Последний шмель», «Песня», «Я простая девка на баштане…», «Ночь»).

Рассказы Бунина («Антоновскте яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», сборник «Темные аллеи»). Лирико-философское решение «мужицкой»  темы. Осуждение бездуховности существования. Трагедийная концепция любви. Любовь-страсть как первозданная глубинная стихия природы.

А.И.Куприн

«Олеся»:   богатство духовного мира героини;   трагическая судьба Олеси. Тема  «естественного» человека в повести, художественные приемы ее раскрытия.

Антиармейская направленность повести «Поединок». Гуманистическая позиция автора. (Поступающий анализирует одно из произведений по выбору).

 

Поэзия «Серебряного века».

В.Я.Брюсов как основоположник символизма в русской поэзию Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений («Юному поэту», «Сонет в форме», «Творчество», «Женщине», «Кинжал», «Родной язык» и др.).

Н.С.Гумилев  («Я конквистадор в панцире железном…», «Я вежлив с жизнью современною…», «Любовь», «Война», «Слово», «Шестое чувство» и др.). Трагическая судьба поэта. Романтический герой лирики Гумилева. Активность действенной позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Яркость, праздничность восприятия мира.

М.И.Цветаева  («Моим стихам, написанным так рано…», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Две руки, легко опущенные…», «Стихи к Пушкину», «Родина» и др.). Необычность женской судьбы. Тематическое многообразие ее стихов. Своеобразие поэтического стиля: «высокая простота», особенности ритмики, традиции фольклора и русской поэтической классики, динамизм.

(Поступающий после характеристики поэзии «серебряного века» в целом анализирует стихи одного из названных поэтов по своему усмотрению В исключительном случае вместо программных стихов можно привлечь к анализу стихотворения И.Ф.Анненского, К.Д.Бальмонта, Ф.К.Сологуба, В.Хлебникова, О.Э.Мандельштама, И.Северянина).

 

А.А.Горький

Романтический пафос революционных песен, рассказа «Старуха Изергиль». Суровая правда ранних рассказов Горького («Челкаш» и др.)

Пьеса «На дне» как социально-философская драма. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького-драматурга.

Новое в оценке художественного наследия М.Горького.

А.А.Блок

(«Вхожу я в темные храмы…», «Незнакомка», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На железной дороге», «На поле Куликовом», стихи из цикла «Кармен»).

От символизма к романтическому и реалистическому осмыслению жизни. Глубокое, проникновенное чувство Родины.

«Двенадцать» - поэма о революции. Сюжет поэмы и ее герои. Неоднозначность трактовки финала. Язык поэмы, своеобразие ритма и рифмы.

С.А.Есенин

(«Русь», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Письмо матери», «Пушкину», «Спит ковыль, Равнина дорогая…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесные дроги…», «Мы теперь уходим понемногу…», цикл «Персидские мотивы» и др.).

В.В.Маяковский

(«Нате!», «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно», «Дешевая распродажа», «Сергею Есенину», «Юбилейное», «Письмо Татьяне Яковлевой»).

Сатира в дооктябрьском творчестве, неприятие мировой бойни. Влияние футуризма. Любовная лирика.

Художественный мир поэм Маяковского «Облако в штанах», «Во весь голос». Тема поэта и поэзии.

Новаторство поэзии Маяковского. Отношение к наследию поэта в современном мире.

А.А.Ахматова

(«Песня последней встречи», «Перед весной бывают дни такие…», «Заплаканная осень, как вдова…», «Мне ни к чему одические рати…», «Не с теми я кто бросил землю…», «Приморский сонет», «Родная земля», «Муза»).

Глубина и яркость переживаний в лирике А.А.Ахматовой. Тема поэта и поэзии. Тема Родины и гражданского мужества. Своеобразие лирики А.А.Ахматовой.

М.А.Шолохов

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Правдивое изображение гражданской войны. Полемика вокруг авторства.

«Поднятая целина». Отражение противоречий коллективизации. Юмор в произведении. Восприятие романа сегодня.

(Анализируется один из романов по выбору поступающего).

М.А.Булгаков

«Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Композиция романа. Проблема творчества и судьбы художника.

Б.Л.Пастернак

(«Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Никого не будет в доме…», «Сосны», «Иней», «Июль», «Снег идет», «На ранних поездах», стихотворения из романа «Доктор Живаго»).

Философская насыщенность лирики. Взаимоотношения человека и природы.

А.Т.Твардовский

(«Я знаю, никакой моей вины…», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «К обидам», «Я убит подо Ржевом…», «В тот день, когда окончилась война…» и др.).

Размышления о настоящем и будущем Родины, чувство сопричастности к истории страны, утверждение нравственных ценностей.

Желание понять истоки побед и потерь советского народа. Поэмы «Василий Теркин», «За далью – даль», «По праву памяти». (Анализ одной из поэм по выбору абитуриента).

 

Человек на войне в произведениях 40 – 80 годов.

Реалии и романтика в описании войны. Проблема нравственного выбора в экстремальных условиях. (А.Фадеев  «Молодая гвардия»;  М.Шолохов «Судьба человека», «Они сражались за Родину»;  К. Симонов  «Живые и мертвые»  - анализируется произведение одного из авторов по усмотрению поступающего).

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю.Бондарева, В.Богомолова, В.Некрасова, К.Воробьева, В.Быкова, Б.Васильева и др.

                                                  Проза 60 – 90 годов.

Основные темы, проблематика, герои, тенденции литературного процесса (В.Астафьев  «Царь-рыба», «Печальный детектив»;  Ф.Абрамов. Трилогия «Братья и сестры», повесть «Поездка в прошлое»;  Ч.Айтматов «И дольше века длится день»;  В.Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни»;  В.Шукшин. Рассказы –1-2 автора по выбору поступающего).

                                                Поэзия 60-90 годов.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения.

Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В.Боков, В.Федоров, Ю.Мориц, Вл.Соколов, Н.Тряпкин, В.Корнилов, О.Чухонцев, Б.Чичибабин и др.)

                                           Драматургия 60-90 годов 

Нравственная проблематика пьес А.Володина, А.Арбузова В.Розова, А.Вампилова и др. (Общая характеристика и анализ одной из пьес по выбору абитуриента).

 

 

Список книг для подготовки к экзамену.

1. Быков Л.П., Подчинёнов А.В., Снигирёва Т.А. Русская литература ХХ века: проблемы и имена: Книга для учителей и учащихся. - Екатеринбург, 1994. - 181с. (НИИ русской культуры).
    2. Вайль Пётр, Генис Александр. Родная речь: уроки изящной словесности / Собрание сочинений: В 2т. Том 1. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - С.5 - 271.
     3. В мире литературы. 9 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учебн. заведений / Авт.-сост. А.Г. Кутузов, А.К. Киселёв, Е.С. Романичева и др. - М.: Дрофа, 1999. - 560с.: ил.
    4. В мире литературы. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учебн. заведений / А.Г. Кутузов, А.К. Киселёв, Е.С. Романичева и др. Под ред. А.Г. Кутузова. - М.: Дрофа, 2000. - 400с.: ил.
    5. В мире литературы. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учебн. заведений / А.Г. Кутузов, А.К. Киселёв, Е.С. Романичева и др. Под ред. А.Г. Кутузова. - М.: Дрофа, 2002. - 368с.: ил.
    6. ЕГЭ 2009: Литература: сборник экзаменационных заданий / Авт.-сост. С.А. Зинин. - М.: Эксмо, 2009. - 224с. - (ЕГЭ. Федеральный банк экзаменационных материалов).
   7. Русская литература. 11 кл. Ответы на новые экзаменационные билеты / Сост. А.Б. Малюшкин. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 304с.
   8. Русская литература. ХIХ век: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, И.Ю. Бурдина, Н.Ю. Буровцева и др. - М.: Дрофа, 2000. - 720с.
    9. Русская литература. ХХ век: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / Е.М. Болдырева, Н.Ю. Буровцева, Т.Г. Кучина и др. - М.: Дрофа, 2000. - 672с.
    10. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - В 2ч., Ч.1 / В.В. Агеносов и др.; Под ред. В.В. Агеносова. - 3-е   изд. - М.: Дрофа, 1998. - 528с.: ил.
    11. Русская литература ХХ века. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - В 2ч., Ч.2 / В.В. Агеносов и др.; Под ред. В.В. Агеносова. - 3-е изд. - М.: Дрофа, 1998. - 528с.: ил.